Самоактуализация как результат развития личности
Что оказывается результатом процесса самоактуализации, что развивает в себе и получает человек, живущий таким образом?
Сомнения методолога
Итак, исходник: человек развивается из себя, развивает естественным образом то, что в нем есть. А что в нем есть? Маслоу и Роджерс ПРЕДПОЛОЖИЛИ, что в каждом человеке есть изначально ЧТО-ТО позитивное и конструктивное, но ничего более конкретного в их работать найти нельзя.
И это порождает множество вопросов. Юноша хочет себя развивать и в сомнениях: развивать свою индивидуальность либо работать на развитие социума? Почитал он Маслоу, решил: ладно, бог с ним с социумом, будем развивать себя, свою индивидуальность. Теперь, если развивать себя, то, насколько понимает себя юноша, в нем мощный талант землекопа, средний талант художника и слабый талант (но есть способности) бухгалтера. Деньги платят в обратном порядке: больше всего бухгалтеру, меньше всего землекопу. Юноше правильно становиться землекопом, реализовывать свое призвание? А священники рассказывают, что высшая потребность человека вообще не в индивидуальной самоактуализации, а в открытости слову Божьему и стяжании Божьей благодати. Что делать? Где правильный ответ?
Итого: если среди наших соседей есть в чем-то развитые (физически, душевно, интеллектуально или духовно, либо в каком-то из например искусств) симпатичные и довольные жизнью люди, как нам определить, кто из них продукт максимальной самоактуализации, а кто нет? Похоже, что в нашем арсенале только "палец в небо" и готовность к произвольным спекуляциям.
Описание А. Маслоу
Представление о самоактуализации по А. Маслоу как о высшем результате успешного роста и развития личности следующие:
"Молодые люди, по крайней мере в нашей культуре, не успевают вполне сформировать представление о себе и обрести самостоятельность: в силу недостатка опыта они не в состоянии постичь тихую постромантическую любовь и преданность; они, как правило, еще не нашли свое место в этой жизни, не нашли свое призвание, не выстроили тот алтарь, на который могли бы положить все свои способности и таланты. У них нет пока собственной системы ценностей, нет жизненного опыта, который предполагает не только переживание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равно как и чувство ответственности за близких людей; они не освободились от перфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью, не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеют сострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителям и взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточного образования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостает мужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, они стесняются быть хорошими, добродетельными людьми.." (А. Маслоу. Мотивация и личность).
Итак, для финала самоактуализации характерны:
- образованность и понимание пути мудрости,
- высокие ценности: чувство ответственности за близких людей, постижение тихой постромантической любви и преданности,
- уважение к разумной власти и достойным авторитетам,
- обретение своего места в жизни, своего призвания, куда можно положить все свои способности и таланты.
- своя система ценностей, наличие жизненного опыта, включающий как настоящий успех, так и серьезные утраты,
- смелость в притязаниях и реалистичность в постановке жизненных задач,
- спокойное признание смерти и других неизбежных потерь, умение терпеть неизбежное, принятие естественного несовершенства мира, себя и окружающих,
- смелость быть хорошими, добродетельными людьми, готовность принять безвестность, отсутствие признания.
Коротко - личностная зрелость, максимальная выраженность психологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность. О гражданской активности ни слова, религиозность либо какая другая духовность не отмечена.
Оценки, отношение к самоактуализации
По взглядам православной психологии, самоактуализация - это своеволие и грех. Смотри →
С позиции Синтона, самоактуализация скорее не единственная вершина личностного развития, а один из достойных путей развития человека. Кроме того, реальная практика людей, увлеченных самоактуализацией, оказывается во многом другой, нежели ориентиры теоретиков, и в таком, существенно приземленном варианте, самоактуализация снижается до более простых вещей. Иногда она превращается в свободу самовыражения эгоистично настроенной личности, иногда - одной из позиций восприятия, а именно первой (личной) позицией.
Важно помнить, что у развитой личности, в том числе этически развитой, первая позиция восприятия обязательно должна дополняться и другими, следующими за нею позициями.