Самоактуализация и православие
Автор: Банных Олег, православный христианин
...при внимательном сличении мы найдем 2 противоречия между взглядами Православия и тем, что говорят западные знатоки человеческих душ (Маслоу).
1. По составу потребностей: они совпадают только в части телесных и душевных потребностей
2. По порядку их удовлетворения:
- у бихевиористов - от физиологических к потребностям душевным;
- у святителей - от духовных потребностей - к потребностям тела.
Очевидно, как работает православный подход.
Человек на первое место в иерархии своих потребностей желает поставить общение с Богом. Это его главная потребность и все, что ниже нее, нужно только для удовлетворения этой потребности.
А много ли для этого нужно? Сразу отпадают и потребности "самовыражаться", и боязнь быть битым и 200 сортов колбасы оставляют равнодушным.
Человек, имеющий реальную "потребность" в Боге забывает все остальные потребности - и своей страны и своей семьи и своих души и тела.
Допустим, до Бога человек не дорос. Тогда для него главное - совесть, даже если она вполне языческая. Для поддержания ее спокойствия нужно уже побольше всего, того, что лежит ниже ее, но уж во всяком случае человеку будет совестно жировать, если его сосед голоден. Но он уже отступил на одну позицию вниз по иерархии православных потребностей.
Дальше - потребности в обществе, семейные потребности. Здесь уже гораздо больше эгоизма, но все-таки еще не полное эго - человек чем-то жертвует.
И наконец, последнее - это уже личная прибыль и личные удовольствия, т.е. типичный economic man.
Западная классификация работает с точностью наоборот.
В центре всего - одно большое Я. Только сначала это Я наедается, потом требует комфорта и общества для веселья, и, разумеется, "самовыражения", конца которому не видно.
Человек может иметь некие "комплексы" относительно своего Я, оно у него может быть просто "я". Так вся современная наука управления направлена на рост этого малого "я" до "Я" большого. Человек должен, в лучшем случае, "реализоваться" через бизнес, а в обыкновенных случаях, наука управления просто "активизирует человеческий фактор", т.е. рассматривает человека как фактор производства. Огромные развалы переводной литературы из серий "как стать богатым", "как управлять людьми" являются ярким подтверждением тезиса о том, что в основе всех этих теорий лежит динамика от "я" к "Я".
Как видим, две абсолютно несовместимые антропологические модели, только одна из них, прекрасно "научно" разработанная и "обернутая" в самую лучшую обертку, практически, без серьезной критики распространяется по всему миру (причем за хорошую мзду - эту обезъянью теорию нам растолковывают долларов за $300 в час).
А мы, обладая такими безднами мудрости, долго спорим, как нам спасаться в этом мире, но характер мира создается вот именно этими моделями и их распространителями.