Способности: от задатков к мастерству

19 мая 2014 г., 10:53

Фильм "Слава"

Фильм "Семь шагов за горизонт"

Способности - это индивидуально-психологические особенности, в результате которых, при одном и том же уровне знаний, умений и навыков, одно дело у человека получается лучше другого. Одному парню проще считать, другому - рисовать, третьему - разбираться в технике. Эта девушка легко осваивает шитье, эта - искусство презентации, а эта - как будто родилась поваром.

"У него способности к музыке, а не к математике". "Он не сможет освоить этот элемент, у него нет к этому способностей".

Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности. Способности - важнейший инструментарий личности. Чем более развиты у человека способности, тем больше он может сделать.

Говоря о развитии способностей, выделяют следующие уровни: задатки, способности, одаренность, мастерство, талант, гениальность... В другую сторону - посредственность, бездарь...

О задатках мы говорим, когда видим, что человек в силу своих природных особенностей или опыта мог бы быть успешным в том или ином деле. Если человек развил свои задатки, у него отмечают способности. Следующий уровень – одаренность, это более развитые в сравнении с другими людьми способности, которые дают возможность человеку особенно успешно выполнять какой-либо вид деятельности.

Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее – способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.

Следующий этап – мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее – талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность – высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.

Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т.д.) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т.п.). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Главные общие способности человека - это умственные, волевые, душевные и телесные способности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей. Частных, специальных способностей - множество, это способности музыкальные, художественные, счетные, способности к усвоению самых разнообразных навыков.

Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Способности в определенной степени связаны с полом человека: мужчины более способны в мире дела и предметов, женщины - в мире разговоров, чувств и отношений.

Склонность выражается в деятельности, а деятельность развивает способности. С другой стороны, и дети, и взрослые люди чаще склонны заниматься именно тем, что у них лучше получается, к чему у них есть задатки. Трудно сказать, что первично: склонности или способности.

Мальчики играют в машинки, а девочки в отношения - потому что им это нравится или потому что именно в этой сфере деятельности им проще проявить себя, у них это лучше получается?

Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам. Самый простой и надежный способ нахождения у себя способностей - это начать пробовать делать то, что интересно или что по жизни востребовано. Как минимум, это действительно развивает те или иные способности хотя бы до какого-то уровня, а дополнительно - развивает способность (умение) себя учить, умение себя развивать.

Если кто-то будет утверждать, что у вас вообще нет никаких способностей для той или иной сферы деятельности, что вы никогда не сможете научиться хорошо танцевать, петь или рисовать, освоить иностранные языки или профессию дизайнера - не верьте этому человеку. Если вы умеете учиться вообще, то хотя бы до среднего уровня вы можете освоить практически любое дело. Даже зайца можно научить играть на барабане, была бы воля и было бы желание. В этом смысле для каждого - возможно все.

Однако, что касается выдающихся способностей, ситуация другая. Нередко в популярной литературе можно встретить утверждение, что каждый человек в чем-то талантлив, нужно только верить в себя и искать, в чем же твои скрытые таланты. К сожалению, никаких доказательств научного плана у этой оптимистичной точки зрения нет. Теоретически можно допустить, что гениальны все, просто одному для того, чтобы стать гением, достаточно 30 лет, а другому требуется лет триста. То есть - не в этой жизни... Наличие или отсутствие выдающихся способностей опытному человеку видно практически сразу. Профессиональные тренеры могут достаточно быстро определить ваши спортивные таланты и уверенно сказать: "У вас есть данные для спорта высших достижений, а у вас, извините, нет". Это не про вообще ваши способности, а про спорт высших достижений, это удел избранных.

Что касается значительных способностей в других областях жизни (художественных, научных, ремесленных и пр.), то скорее можно встретить людей, которые не будут талантливы ни в чем, и других, которые могут быть талантливы в очень разных областях жизни. Талантливый музыкант вовсе не очевидно талантливый спортсмен, однако талантливые люди действительно легче других достигают высоких результатов в самых разных областях. Связано это с тем, что талантливому человеку сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею - тому быстро учусь. Для талантливых людей чаще характерно свободное сознание и действенный подход. Скорее всего это связано с тем, что у любой деятельности есть примерно одинаковая структура. Как минимум - структура обучения. Я умею учиться, я в этом талантливый - значит мне будет проще даваться все. Если хотите стать талантливым - учитесь учиться. Талант - это свобода тела и разума на фоне открытости ко всему новому.

От чего это зависит? Ответ стандартный - врожденные задатки плюс общее развитие в детском возрасте плюс вера ребенка в себя. О врожденных задатках здесь говорить не будем, а общее развитие в раннем детском возрасте - вещь действительно важная. Уважаемые родители, позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок в детстве получил хорошее базовое развитие: научился рисовать, петь, танцевать, освоил основы ремесел, где нужно хорошо работать руками и чувствовать массу материала. Всегда полезны занятия, которые развивают мелкую моторику. Плюс общекультурное развитие: знакомство с классической музыкой и историей искусств.

Отдельный разговор о спорте. Уважаемые родители, будьте внимательны: выбирая тот или иной спорт для своих детей, вы не только развиваете тот или иной вид физической активности, вы выбираете характер и судьбу своих детей. Личность строится через рисунок тела. Лыжи на длинные дистанции, как спорт, формируют психологию одиночки, умеющего через напряжение, на одной воле двигаться к цели, на которую он смотрит всегда немного исподлобья. Плавание меньше развивает волю, но дает большее внимание технике движений и дарит умения радоваться жизни. Большой теннис — это чувство пары, умение выстраивать тактику, не бояться проигрывать и уметь наносить точные сильные удары. Футбол, как вид спорта, это чувство команды, умение ловить азарт и бить ногами наотмашь, выбрасывая в удар всю свою агрессию!

Что касается веры в себя, то это действительно очень важно для проявления и развития наших способностей. Удивительные эксперименты проф. В.Л. Райкова показали, что практически каждый из нас может гораздо больше, чем он о себе думает, и под гипнозом люди с вполне средними способностями вдруг обнаруживали в себе если не таланты, то способности выше среднего. Это не значит, что гипноз - панацея. Гипноз может помочь вам обнаружить в себе то лучшее, что в вас уже есть, но на чудеса не надейтесь: настоящие умения все равно приходят только в результате тренировки. Помним: талант без трудолюбия - только надежда, только открытая дверь к великим результатам, но в эту дверь нужно войти: войти собственным трудом.


Комментарии (7):

Гость, 18 мая 2014 г., 20:10
А какие тесты или упражнения порекомендуете для определения способностей у взрослых людей, которые ещё не определили их ... И бывает ли такое, что способности (имею ввиду значительные, которые можно развить до высших уровней) отсутствуют?
Н.И. Козлов, 18 мая 2014 г., 21:32
Самый простой и надежный способ нахождения у себя способностей - это начать пробовать делать то, что интересно или что по жизни востребовано. Как минимум, это действительно развивает те или иные способности хотя бы до какого-то уровня, а дополнительно - развивает способность (умение) себя учить, умение себя развивать. По второму вопросу - да, бывает.
Гость, 19 мая 2014 г., 20:53
"По второму вопросу - да, бывает." Хотел бы уточнить - и что делать в этом случае? Всё, перестать барахтаться и тихо утонуть? Вот честно не люблю разговоры о способностях и т.д. - очень уж они ограничивающие верования насаждают. Например, фразу "почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет" можно истолковать в другом ключе: "Если ты не проявил себя как математик до 20 лет - не тужься, с математикой у тебя не пойдет". Мне это кажется спорным... Прошу прощения за категоричность, больной вопрос.
Н.И. Козлов, 19 мая 2014 г., 23:13
У меня нет выдающихся способностей ни в какой области: ни в математике, ни в музыке, ни где еще, но "тонуть" мне и в голову не приходит, потому что я развил у себя до уровня высокого мастерства десятки важных навыков и сегодня могу делать очень много очень важных вещей. Меня это устраивает вполне. Может быть, такой путь устроит и вас?
Гость, 30 ноября 2017 г., 06:03

Здравствуйте! А если способностей довольно много (для меня - слишком много)? Занятия, работа с ними очень увлекают, но на ВСЕ из них не хватает времени. И, что важно, нет ощущения роста - пока делаешь одно, возникает чувство, что забрасываешь все остальное... и чувствую себя очень скверно из-за этого. Что делать в таком случае?

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 30 ноября 2017 г., 06:31

У вас нет задачи обслуживать свои способности, более достойная задача - найти Свое дело. В этом случае вам естественным образом будет понятно, что в себе развивать и зачем, а когда вообще надо не саморазвитием заниматься, а более актуальными делами. Смотри статью Как">http://www.psychologos.ru/articles/view/kak-nayti-svoe-delo-vop-zn-">Как найти Свое дело?

Гость, 16 февраля 2020 г., 15:43

Родители всегда думали, что у меня способности к английскому и вообще языкам, но я на самом деле просто регулярно читаю и перевожу, не забрасываю это дело, даже если у меня были перерывы. Как говорил Конфуций, не важно, как быстро вы идете, главное как долго не останавливаясь (или как-то так).

Материалы по теме:

Картинка к "Дистанция – система пошагового развития личности"
01 янв. 2016 г.
Почему «Дистанция»? Вы когда-нибудь пробегали на стадионе дистанцию? «На старт… Внимание… Марш!» — и вы полетели вперед.
16Подробнее →
Картинка к "Гений и гениальность"
01 окт. 2022 г.
Гениальность (от лат. genius — дух) — удивительная, восхищающая окружающих способность человека творить, рождать новые идеи, находить верные решения. Гений - человек, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих лет» (Р. С. Элберт, 1975). Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей сфере деятельности.
Картинка к "Как развивать умственные способности ребенка"
01 окт. 2022 г.
Предлагая ту или иную деятельность, следите, что она была трудна в меру. Легкая деятельность - не развивает, слишком трудная пугает и отвращает от деятельности. Найти оптимальную степень трудности не так сложно - просто следите за ощущениями и достижениями ребенка. Этому помогают и ныне издаваемые книжки для развития. Там, как правило, довольно точно указывается возраст ребенка, которому предназначается конкретное издание.
Картинка к "Мужские и женские способности"
01 окт. 2022 г.
Интеллектуальные способности у мужчин и женщин в общем равны, однако женщины не всегда склонны своим мышлением пользоваться, в личной жизни предпочитая обращаться к своим чувствам и интуиции. В вербальных заданиях, связанных со словами, более успешны женщины, в технических и требующих пространственного мышления - мужчины.
Картинка к "Раннее развитие детей"
01 янв. 2006 г.
Раннее развитие детей - деятельность взрослых, направленная на приобретение ребенком знаний, которые обычно приобретаются детьми на более поздних стадиях развития: обучение детей математическим умениям, чтению, иностранным языкам, игре на музыкальных инструментах до трёх-четырёхлетнего возраста.
Картинка к "Специальные способности человека"
Картинка к "Талант как свобода тела и разума"
01 янв. 2000 г.
Талант - природная способность к развитию определенной способности. Талант к музыке - природная способность к развитию музыкальных способностей. Талант в спорте - природная способность развивать себя в определенном виде спорта. В различных областях, талант человека, может проявляться в разном возрасте. Например, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно талант проявляется в раннем возрасте, а в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживается в более позднем возрасте.
Картинка к "В.Л. Райков: как открыть свои скрытые таланты"
19 мая 2014 г.
Владимир Леонидович Райков – известнейший на весь Союз и Европу гипнотизер, который всех желающих заинтересованных лиц делал талантливыми.