Психологическая травма, психотравма

26 августа 2016 г., 08:15

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 

Ректор Университета практической психологии

 

Люди любят жаловаться. Если мальчик устал, он будет жаловаться, что натер ногу. Если девочка не хочет делать уроки, она расскажет про противных одноклассников, которые ее ужасно обидели. Если у нас сегодня нет настроения решать встающие перед нами проблемы, большой соблазн уйти от их решения, объяснив свое нежелание напрячь себя трудными обстоятельствами прошлого, нанесшего тебе незаживающие раны. Которые теперь называются психологические травмы. 

Фильм «О чем еще говорят мужчины»
Фильм «Амели»

Я не хочу сказать, что психологических травм нет вовсе. Я хочу сказать, что при возможности на них что-либо списать мгновенно выстраивается длинная очередь желающих, а психотравмы сочиняются на лету. И тогда разобраться, где трудная правда, а где дешевая лукавость — очень непросто.

Тем не менее, попробуем разобраться!

Фильм «Испанский-английский»

Пишет читательница: «Моя подруга (ей уже 40 лет) боится находиться одна в темноте.

Логически она понимает, что ничего страшного. Но физиологически — учащается пульс, дыхание и т.д. Стали искать причину... Наконец вспомнила она, что когда её наказывали в детстве, её закрывали в кладовую и выключали свет там. Такое вот наказание на всю жизнь...»

— Все дети любят закрываться в темноте и бояться: у них в это время учащается пульс, дыхание — нормальный стресс, обычное детское развлечение. У взрослой женщины такая же реакция, легкий стресс и легкий страх, не влекущий никаких реальных неприятностей. Если говорить на языке травм, то здесь царапина, а не серьезная травма. Легкий стресс — не проблема. С другой стороны, проблему при желании сделать можно из всего чего угодно, в том числе из легкого стресса. А еще заметим, что специалист может снять подобный страх темноты за полчаса, максимум за пару часов... Вы уверены, что здесь есть о чем разговаривать? 

Фильм «Управление гневом»

Еще: «Моя сестра боится высоты. Причина — в начальных класса в библиотеке на стремянке доставала и листала книги. Стремянка качнулась очень сильно и она чуть не упала... Испугалась ОЧЕНЬ». Любой человек может испугаться, когда неожиданно будет падать со стремянки, но если не делать из этого трагедии, испуг проходит через пару минут. Что же касается страха высоты, этот страх присущ практически всем, и для этого не нужно падать со стремянки. Да, смотреть вниз с крыши 20-этажного дома — страшно. А зачем вам нужно подходить к краю крыши?

А также: «Если пообщаться с девушками лёгкого поведения, выясняется, что больше половины из них терпели сексуальное насилие в детстве. Психологическая травма? Да». Если пообщаться с девушками легкого поведения, выясняется, чтобы больше половины из них росли в более чем проблемных семьях, наблюдали много чего и искали сексуальных приключений в весьма раннем возрасте. Следствие — не психологические травмы, а дурное воспитание.


Итак, пока можно констатировать: по крайней мере в обыденном сознании психотравмой считают любые обстоятельства, способные оправдать позицию Жертвы. Соответственно, если опустить из науки в жизнь, то психотравма — эмоционально нагруженное бытовое псевдопонятие, на которое с радостью ссылаются все несчастные, кто вовремя о нем вспомнит. И тогда психотравма понимается как это вред, нанесенный душевному здоровью человека неблагоприятными обстоятельствами или действиями людей. 

А по науке, психологическая травма — гипотетическая причина неадекватного поведения при здоровой психике, связанная с происшедшими в жизни человека трудными, болезненными событиями. Или — погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные.

Мода на психотравмы

Опять двойка... Наверное, мальчика нужно пожалеть: ведь это типичная психотравма!
Опять двойка... Наверное, мальчика нужно пожалеть: ведь это типичная психотравма!

В конце 19 века всякая порядочная девушка хотя бы раз в несколько лет обязательно падала в обморок от переживаний. Сегодня такой моды нет. В начале 20 века все психиатры изучали истерические припадки с судорогами, сегодня эта мода канула в историю. Сегодня на дворе новая мода, мода на психотравмы.

До 80-х годов никто о психотравмах не знал и не говорил, психотравм никто не боялся. С развитием кризисной психологии понятие «психотравма» стало популярным, психотравмами детей теперь пугают родителей, смышленые дети и сообразительные родители угрозой возможной психотравмы активно манипулируют.

У нас в классе уже у всех есть мобильники! Если ты не купишь мне мобильник, надо мной будут все смеяться, и у меня возникнет психотравма!

Раньше говорили: «Пришел в дурном расположении духа», «Вернулся злой и расстроенный». Теперь говорят солиднее: «Осторожнее, у него психотравма!»

В результате массированного воздействия разговоров об опасностях психотравм многие читатели психологической литературы отравлены мыслью, буд­то вся наша жизнь обусловлена на­шими детскими травмами. Наши родители действительно играют оп­ределяющую роль в нашем развитии, родители отвечают за наше воспитание, но они не ответственны за то, чем мы являемся сейчас. Сегодня я уже взрослый человек, и то, что происходит со мной, уже на моей ответственности. Только приняв на себя эту ответственность, человек способен повзрослеть.

Можно согласиться, что есть люди, предрасположенные к психотравмам, ведущие такой образ жизни и имеющие такие склонности, что на них психотравмы просто липнут. Это — человек-ребенок (человек, часто проявляющий черты детской позиции в мышлении, эмоциональных реакциях и поведении), еще чаще — переживательная личность (сложение особенностей невротика и человека-ребенка). Что касается личности истероидного плана, то сочинить себе психотравму по любому поводу, для них не просто — просто, а настоящая радость.

Как предупреждать реальные и мнимые психотравмы?

Рецепты просты: снятие анатомического негатива, здоровый образ жизни, развитие позитивного мировосприятия, развитие взрослости, куда в первую очередь входит ответственность, привычка и умение быть нужным.

Работать ли с психотравмами в психотерапии? Вопрос кажется странным, на самом деле он очень важен. Психотравма вполне может быть реальностью (обстоятельства: стихийное бедствие, массовая гибель людей, в том числе гибель детей, и все происходит на глазах матери), и тогда работа с психотравмой может быть необходимой и оправданной. Однако нередки случаи, когда психотравму ищут (и находят) там, где ее нет, к полной радости как клиента (он оправдывает свою беспомощность), так и психотерапевта (он получил долгого клиента). Как это предупреждать? Смотри Порядок работы с внутренними проблемами.


Диагноз «психотравма» должен ставиться только в тех случаях,
когда других разумных предположений нет.


Важно: психическая и психологическая травма — это не одно и то же. Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным… При психологической травме нарушений функций психики — нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде.​

Основная претензия к «понятию» психотравма — отсутствие как строго определения, так и каких-либо критериев наличия или отсутствия психотравмы. В медицинской литературе понятие психотравма отсутствует. Наблюдаемых признаков наличия психотравмы — нет. Критериев нанесения психотравмы — нет. Возникновение любого сильного чувства негативного плана может быть интерпретировано как психотравма, нанесенная людьми или обстоятельствами. Соответственно практически любая Маша может обвинить какого-нибудь Васю в нанесении ей психотравмы, если после разговора с ним у нее испортилось настроение, тем более надолго. Ведь вред ее душевному здоровью — нанесен?

При том, что четких, наблюдаемых критериев психотравмы нет, вместо критериев нередко указывают на признаки психотравмы. Насколько основательны эти признаки, предоставим составить свое мнение уважаемому читателю. Итак,

Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка — неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими).

Кажется разумным, однако объективным этот критерий признан быть не может, поскольку значимость события — дело очень субъективное, зависящее от культуры местной и конкретного человека. Мудрые люди готовы ко всему (Смотри Душевная страховка), а человек-ребенок готов устраивать искренние истерики из-за любой мелочи. Что касается детей, то всякий ли ребенок будет воспринимать как удар изнасилование или развод родителей? Оказывается, нет: данные говорят, что восприятие этого очень индивидуально и в большей степени зависит от тех сценариев, которые подсказываются ребенку окружением.

Навязчивость воспоминаний. Среднее время угасания навязчивых воспоминаний у здорового человека — три дня. Если же человек возвращается к пережитому снова и снова, спустя неделю, месяц, а то и годы, причем все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы — это важный признак психотравмы.

Также кажется разумным, однако снова объективным критерием признан быть не может. Длительная навязчивость воспоминаний может говорить не о психотравме, а о дурной привычке человека жить негативными переживаниями и воспоминаниями. Таких людей немало, люди с привычкой к негативному мировосприятию все воспринимают через призму негатива без всяких психотравм, а если они еще не знают, чем себя занять, то для них это естественный образ жизни, и они постоянно занимают себя тяжелыми воспоминаниями: смотри фрагмент из фильма «Амели».

Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией.

При этом — многие живут так постоянно, у них в принципе нет привычки рассматривать ситуацию, со стороны. Любую мелочь они будут воспринимать — лично. Не умение отделить себя от происшедшего говорит чаще не о психотравме, а о недостаточном уровне развития субъекта.

Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности.

Активное развитие личности в принципе характеризует не многих, пассивный личностный рост идет всегда в зависимости от внешних обстоятельств, а склонных переживать по любому поводу (переживать так, что «все из рук валится») — всегда достаточно.

Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям).

Таких людей вообще достаточно по жизни, и без всяких психотравм.

Детские психотравмы в жизни взрослого человека

Для многих психотерапевтов характерно убеждение «Детство и травмы детства фатально определяют жизнь взрослого человека». Насколько это убеждение соответствует научным данным? Можно уверенно отвечать — никак не соответствует. Этот постулат несостоятелен, исследования и эксперименты такого факта не подтвердили. см.→

Комментарии (21):

Гость, 16 мая 2014 г., 18:18
Как-то слишком утрированно, по такому принципу можно любое направление раскритиковать. Есть люди, которым действительно нужна помощь по данной проблеме.
1 ответ
Н.И. Козлов, 16 мая 2014 г., 19:55
Конечно, помощь людям с психотравмами бывает действительно необходимой. Речь о другом - как раз о необходимости профессионализма, чтобы диагноз "психотравма" ставился только в тех случаях, когда других разумных предположений нет.
Гость, 02 августа 2014 г., 11:02
А может у человека беспомощность и появилась в следствии психотравмы. Возможно он был травмирован в детстве и так и остался человеком-ребенком и происходящее в его душе не мнимое, и он действительно не может справиться со своими проблемами, хотя и осознает, что необходимо что-то менять. Может в какой-то мере и присутствует мода на травмы, но лишь оттого, что многие чувствуют себя несчастными и пытаются найти ответы на свои внутренние вопросы. На мой взгляд, уж лучше самокопание, чем заливать пустоту в душе алкоголем или чем-то еще. К тому же никогда не слышала, чтобы дети говорили о психотравмах. Я уж очень сомневаюсь, что они так близко знакомы с этим понятием.
1 ответ
Гость, 24 сентября 2022 г., 14:07

«Беспомощность и появилась в следствии психотравмы. Возможно он был травмирован в детстве и так и остался человеком-ребенком и происходящее в его душе не мнимое, и он действительно не может справиться со своими проблемами, хотя и осознает, что необходимо что-то менять».

Это действительно мой случай, и я не могу сама разобраться, как решить свои пережитые моменты, как с этим справиться, и действительно от этого чувствую себя беспомощной, слабой, к слову здоровье у меня отличнейшее, «пахать на мне да пахать», но эмоциональная сторона не дает мне дальше работать, в связи с этим недавно уволилась с работы, потому что просто не могу со всем этим справиться.

Гость, 16 декабря 2014 г., 17:35
Интересно, а автор этой статьи сам пробовал пережить внезапную жестокую смерть родного человека?
Татьяна Pitsunda83@yandex.ru, 30 апреля 2015 г., 18:03
Чаще всего именно тонкое чувствование, сложная душевная структура и создают проблемы в начале жизненного пути. "Грубым дается радость / Нежным дается печаль...". Так называемые "слабаки" без должного понимания и разумной поддержки со стороны близкого окружения в детском и подростковом возрасте, чаще всего становятся клиентами психотерапевтов. Стремление занимать активную жизненную позицию людям с тревожно - сомневающимся типом личности ( Марк Бурно) - опасное заблуждение. Главное в жизни познать себя, а не прогибаться под социально одобряемые стандарты. Познаешь себя - познаешь мир. С ясным умом и открытым сердцем уже можно и на мир влиять адекватно и гибко. Интересующимся темой самопознания рекомендую книги Байрон Кейти ("У радости тысячи имен" и др.) и Энтони де Мелоо "Осознание". Огромное спасибо Николаю Козлову: многие темы его статей расширяют мировосприятие и помогают взглянуть на многие явления под другим углом.
Мария, 12 августа 2015 г., 04:12
Николай Иванович, добрый день! В Вашей статье очень четко определено, что же такое психотравма и как с ней работать, а еще указано в какой реальности возникает такая ситуация - массовая гибель людей, стихийные бедствия и можно еще много добавить. В таком случае в нашей стране можно каждому первому ставить такой "диагноз", может это хоть как-то заставить людей относиться несколько бережнее друг к другу: наклеил с утра бирочку лучше на лбу "Жалеть меня не надо, просто отнеситесь с пониманием - у меня психотравма" и ходишь так целый день, и лучше всего это сделать не одному человеку, а массово, десятками - сотнями тысяч людей. Может тогда и задумаются хоть на миг окружающие, что живут они среди таких же людей (не обязательно несчастных или счастливых, позитивных и не очень), просто среди таких же людей. А навязываемые стереотипы по поводу того, что человек должен быть бесконечно позитивен, активен, работоспособен и т.д. просто не могут быть правдой на 100%, хотя бы потому что люди, даже те, которые умеют контролировать себя, умеют выкладываться на 100-200% - всего лишь люди, а не роботы...Или среди нас обычных людей есть и такие? А еще у каждого из нас есть свое прошлое, настоящее и будущее. И все что я здесь описала совсем не значит, что я оправдываю людей, которые сознательно приводят себя к тому, что начинают пить, становятся наркоманами и прочее, как и то, что я понимаю причины и совершенно осуждаю такую позицию, а еще осуждаю позицию людей, которые по той или иной причине пытаются ставить свое мнение выше мнения других людей, оправдывая свою позицию "мудрости", и к примеру, зачастую совершая если не противоправные, то наносящие точно вред экологии, здоровью и опосредованно психике людей. Читая Ваши статьи совершенно определенно прослеживается какую пользу статьи могут принести. И спасибо Вам за это, БОЛЬШОЕ человеческое СПАСИБО! Однако на этом же сайте Вы раскрываете информацию, которой не каждый человек ПРАВИЛЬНО сможет воспользоваться, а то и навредит себе или своему близкому. Мне очень бы хотелось, чтобы такой замечательный проект, который Вы, Николай Иванович, ведете, был воспринят адекватно ситуации... Вам нужна обратная связь по этой статье? Хорошо, я надеюсь на это! Я в этой статье читаю слова человека, который используя довольно резкий ритм, хотел бы переключить "сломленного пациента" на другой уровень, уровень ответственности. А теперь возьмем такого "пациента" и представим, как он читает эту статью, его реакцию. Скорее всего он закроет ее и скажет о том, что доктор просто его не понимает и дальше он такое читать не будет. Формулировки, которые Вы, Николай Иванович, используете, могли бы быть несколько мягче, видно, что Вы человек дела и пишете скорее языком уверенного в себе профессионала, этот язык будет доступен профессионалу, но не обычному простому человеку без образования психолога. Либо эту тему дополнительно могла бы осветить Ваша жена, и появился бы взгляд на эту же тему с женской, более мягкой, позицией. Благодарю Вас за Ваше внимание! Если Вы сочтете, что все выше мной сказанное может быть воспринято неадекватно, пожалуйста, удалите мой комментарий.
1 ответ
Гость, 27 июня 2017 г., 10:58

Очень уместный комментарий, даже не удержалась от ответа... Статьи действительно полезны для массового читателя, но отдельным личностям, с углубленными проблемами подобного типа сложно в них найти для себя помощь. Все люди разные, именно поэтому и есть различия на психотипы. Одни люди воспринимают сложную ситуацию спокойно (позитивный, оптимистичный тип), идя по жизни дальше, не переживая по поводу прошлого, а другие - пережевывают и жалеют себя годами, что неизбежно перерастает в психологическую травму. Особенно тяжело "одиноким" людям, то есть тем, у кого нет настоящей поддержи, не простого сочувствия, а подбадривания, реальной помощи... И человек пытается барахтаться в болоте своих мыслей, которое все больше его засасывает...

Н.И. Козлов, 12 августа 2015 г., 08:28
Мария, искреннее спасибо вам за понимание. Да, вы правы, тем кто привык, чтобы их жалели, статья не понравится и они её закроют. Я понимаю это, но помню и о других: тех, которые еще не начали играть в "пожалейте меня", которые могут и хотят быть Авторами своей жизни. Именно им нужна эта статья, чтобы они продолжали быть сильными и не опускались до уровня Несчастной жертвы, не оправдывали себя психотравмами. Честная статья не может быть хороша для всех, и я выбираю свою аудиторию.
J., 14 августа 2015 г., 22:34
Здравствуйте! Скажите, а правда ли, что при некоторых травмах человек никогда не станет нормальмым?
J., 15 августа 2015 г., 13:45
Без искомой ссылки получился просто фашистский комментарий :( Переформулирую. Я читала и слышала несколько раз, что если к ребенку относились слишком жестоко, то он не может нормально социализироваться когда вырастет. Слишком жестоко - это не "били", а избивали или пытали. Как в случае с историей по ссылке, не буду ее снова приводить. Мельком слышала о книге англичанки кажется, которая усыновила девочку из Африки с очень тяжелым детством и не смогла залечить ее душевные раны. Правда ли это? Или любовью можно всегда согреть, только иногда очень медленно?
Н.И. Козлов, 15 августа 2015 г., 21:12
Серьезные исследования в этой области мне не знакомы. Полагаю, что при долгой и грамотной работе поправить можно если не всё, то очень многое. К сожалению, работа должна быть действительно долгой и грамотной, и к одной только любви она вовсе не сводится. Самый эффективный из известных мне - метод Макаренко, то есть энергичное здоровое окружение, и это не про любовь.
J., 16 августа 2015 г., 15:21
Вы наверное правы... Я просто знала людей с такими проблемами, ну не пытали, но в доме был кошмар. Не специально искала, а просто 90-стые, сами знаете. У одного папа маму при детях регулярно избивал, другой рассказывал как в детстве года в 4 понял "какой я маленький и слабый", у третьей папа алкоголик, мама учительница. В 16-18 лет это все казалось ну если не нормальным, но "так все живут" и с ними еще можно было дружить. В 25-30 они начали становиться все более странными. Дружба практически во всех случаях прервалась, просто не было понятно, как там дальше можно дружить. Более-менее нормально все вроде бы только у одного. Один эмигрировал и очень активно занялся наукой, он свою жену при людях мог унижать, не знаю, возможно окружение его научит, что так нельзя. Грустно.
Гость, 08 июля 2017 г., 11:37

Мне трудно поверить в то, что для ребенка изнасилование не является травмой.

Гость, 20 июля 2017 г., 13:06

Какая отличная статья - все называется своими именами, просто, доходчиво, мужским конкретным языком, но за этим ощущается глубокий анализ проблемы и огромный опыт работы! Спасибо.

Гость, 16 сентября 2017 г., 21:47

Очень правильно поданная и соответствующая действительности информация в статье.

А кто и насколько способен переживать разные ситуации или приписывать им статус психологической травмы - исключительно индивидуальное дело. Прежде всего нужно со стороны и осознанно смотреть из настоящего в прошлые ситуации, чтобы понять какая из ситуаций являлась таковой. Для некоторых развод может показаться незначительным событием, а вот если кого-то бросят (например, закадычный друг перестанет общаться) - это значительно. Ну, или наоборот. Нужно опираться лишь на свои реакции и их последствия, анализируя прошлые моменты.

Маметова Светлана Николаевна, 09 декабря 2017 г., 21:12

Интересно. Понятно. Реально.

Гость, 18 января 2019 г., 12:38

Уважаемый Николай Иванович. Пишет почти коллега:) Врач-психиатр с 43-х летним стажем, из них более 30 педагогического в ВУЗ-е. Ныне зав.кафедрой.Никогда не комментирую публикации, оставляя их на совести и уровне знаний автора. Прочитав Вашу статью решил изменить своим привычкам. Вы, человек со стажем, скажем немолодой (на последнее не реагируйте - я возрастом старше) а пишете то, что обычно позволяют себе неискушенные, начинающие психологи. Речь идет о различии психологической и психической травмы. Вы указываете на то, что "А по науке, психологическая травма - гипотетическая причина неадекватного поведения при здоровой психике, связанная с происшедшими в жизни человека трудными, болезненными событиями. Или - погружение в душевное нездоровье по причинам, которые окружающими воспринимаются как уважительные". Чуть ниже "Важно: психическая и психологическая травма - это не одно и то же. Психическая травма - это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, внимание плавает, речь со странностями, в памяти пробелы, мышление становится спутанным… При психологической травме нарушений функций психики - нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде." Ваши описания психической травмы близки к понятию реактивных состояний, или же см. МКБ-10. Надеюсь Вы не сводите все к этим понятиям. Противоречия в трактовках заметили? Теперь о терминологии: психологическая травма как термин не должно быть лингвистически и понятийно. Вам то уж известны корни слова психология - psyche — душа, logos - учение, наука. Не может быть травмы "душевнонаучной". Травма может быть только психической - травмируется душа а не наука о душе. Может в понятии психическая Вы усматриваете стигматизацию? Итак, хочу спросить здоровье или нездоровье; адекватность или неадекватность при "психологической" травме? Наш внутренний мир это психика или "наукаопсихике"? Спасибо.

1 ответ
Козлов Николай Иванович, 22 января 2019 г., 16:57

Коллега, не уверен, что есть актуальная необходимость спорить о терминах - главное, чтобы у каждого автора они были не случайны, продуманы, обоснованы. Слово психология говорит, что психология - это наука о душе. И что? Кто-нибудь из современных психологов научными методами изучает душу? Конечно, нет, современное словоупотребление давно уже другое. В связи с этим, работая над Психологосом, я вынужден прислушиваться к тем смыслам, которые нарождаются в жизни и практике, в связи с этим различать "психический инфантилизм" и "психологический инфантилизм", "психическое здоровье" и "психологическое здоровье", так же как и Лев Семенович Выготский настаивал на различии "психических функций" и "психологических функций". С уважением!

Гость, 02 мая 2020 г., 18:27

Я не согласна с большинством положений этой статьи. Я психотерапевт, всегда работаю с детскими травмами, знаю, как незначительное событие в детстве может повлиять на судьбу человека, а тем более - хроническая психотравмирующая ситуация. Жертва насилия - оказывается, это всего лишь дурное воспитание!!!

Гость, 13 августа 2022 г., 08:29

Отличная статья. Спасибо.

Материалы по теме:

Картинка к "Детские психотравмы в жизни взрослого человека"
23 окт. 2020 г.
Для многих психотерапевтов характерно убеждение «Детство и травмы детства фатально определяют жизнь взрослого человека». Насколько это убеждение соответствует научным данным?
2Подробнее →
Картинка к "Душевное здоровье"
01 янв. 2010 г.
Душевное здоровье — это не само счастье, а его обязательная предпосылка.
Картинка к "Порядок работы с внутренними проблемами"
01 янв. 2009 г.
Направление работы консультанта определяется запросом клиента, но не только им.
Картинка к "Психическая травма"
01 окт. 2022 г.
Психическая травма — местное повреждения психики от ударов жизни. Проявления: мышление спутанное, в памяти пробелы, внимание плавает, речь со странностями, нарушается адекватность, ориентировка в ситуации и адаптация к происходящему...
Картинка к "Травма рождения, родовая травма"
01 окт. 2022 г.
Неродившийся ребенок сегодня слышит почти то же, что и миллион лет назад, если только его мать не живет рядом с крупным аэропортом, не посещает оглушительно грохочущие дискотеки или не водит грузовик.
Картинка к "За что отвечают родители"
01 окт. 2022 г.
Родители отвечают за наше воспитание, но не на них лежит ответственность за то, чем мы являемся сегодня, сейчас.