Психоанализ, психоаналитический подход

01 января 2000 г. в 12:26

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

Понятие «психоанализ» и «психоаналитический подход» в широкий психологический (и культурный) обиход ввел Зигмунд Фрейд, в связи с чем до сих пор для многих людей «психоанализ» означает подход Зигмунда Фрейда: представление об Ид, Я, Сверх-Я, главенство либидо и эдипов комплекс. Сегодня, однако, так говорить уже нельзя, поскольку в настоящее время достаточно большое число авторитетных специалистов с разными теоретическими представлениями причисляют себя к психоаналитическому течению, и психоанализ Фрейда сегодня является только одной из разновидностью психоанализа. Чаще его именуют — классический психоанализ, или фрейдизм.

Рядом с Фрейдом основную линию психоналитического подхода представляют Альфред Адлер (индивидуальная психология) и Карл Густав Юнг (аналитическая психология, юнгианская психотерапия). Представители неофредизма, в частности Гарри Салливан, Карен Хорни и Эрих Фромм, уже исходили из социальной детерминированности психики человека, однако это также представители психоанализа.

Что объединяет сегодня всех исследователей, так или иначе придерживающих психоаналитического взгляда на происходящее в человеке и с человеком? Психоанализ и психоаналитический подход сегодня — это объяснение поведения человека психологическими причинами в нем самом, которые он сам не осознает. Понятно, что сегодня это огромное число специалистов, психологов-практиков используют подобные объяснения.

Например, мы проанализировали поведение человека и поняли скрытые от него самого внутренние выгоды.

Мама ругается на дочь «бездельница», но сама же не пускает дочь работать. Почему? Потому что на самом деле, бессознательно боится самостоятельности дочери, которая может ее оставить одну. — Это был психоанализ, психоанализ внутренних выгод.

Или, мы смогли узнать о значимых или повторяющихся событиях жизни нашей пациентки, которые с высокой вероятностью сформировали ее сегодняшние привычки, установки и эмоциональные реакции.

Оказывается, мама всегда говорила дочери «Мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами. Ее сегодняшнее поведение нам стало понятно — это был тоже психоанализ, при этом социальный психоанализ и одновременно психоанализ проблемных верований (Психоанализ проблемных верований — объяснение ошибочного, конфликтного или невротичного поведения человека проблемными верованиями в нем самом, которые он сам не осознает: мама всегда говорила дочери «Мужчинам доверять нельзя», и сегодня уже взрослая девушка избегает близких, доверительных отношений с мужчинами).

Самые разнообразные детские запечатления (в том числе никак не связанные с сексуальными переживаниями) либо детские решения и привычки могут накладывать серьезное влияние на взрослую жизнь, и понять, раскопать эти детские влияния — задача психоанализа.

Тема важности материнской любви в детстве — важнейшая тема психоанализа. Можно и нужно спорить, влияют ли детские обиды и то, что вы кого-то не простили, на вашу жизнь сегодня — но нужно отдавать себе отчет, что это психоанализ. В данном случае — психоанализ детских корней во взрослой жизни.

При всей распространенности подобных объяснений психоанализ — не синоним бесспорного. Разговоры о родовой травме и ее влиянии на жизнь взрослого человека — вариант очень спорного психоанализа.

Примеры психоанализа

Оценка аналитического подхода

Как теоретический подход, психоанализ дает богатый и ценный материал для понимания поведения как детей, так и взрослых. Как практический подход, направленный на изменение подхода, аналитический подход бывает полезен, играет свою определенную роль, хотя в большинстве случаев работа с настоящим дает и более быстрые, и более реальные результаты: см..

Файлы:
  • Психоанализ
  • Автор Н.И. Козлов
  • +

Комментарии (0):

Материалы по теме:

31 дек. 1999 г.
Фрейдизм, классический психоанализ
Фрейдизм - классический, ортодоксальный психоанализ, выводящий все проблемы взрослого человека из полового инстинкта. В расширительном понимании под фрейдизмом подразумевается классический (ортодоксальный) психоанализ, в отличие от неофрейдизма, аналитической психологии Юнга и индивидуальной психологии Адлера. В более строгом и точном смысле данный термин обозначает учение З. Фрейда в том виде, в каком оно было создано им в период с 1900 по 1938 гг.
01 окт. 2022 г.
Глубинная психология
Глубинная психология (нем. Tiefenpsychologie) – общее название для ряда направлений в психологии, ориентированных преимущественно на изучение бессознательных психических процессов. В качестве синонима понятия «глубинная психология» часто используется понятие «динамическая психология» или "психодинамический подход", хотя термин «динамический» обозначает лишь частный случай глубинного подхода (наряду с экономическим и топографическим), описывающего психические феномены не в статическом, а в динамическом аспекте - как результат столкновения и сложения бессознательных влечений.
31 дек. 2005 г.
Оценка аналитического подхода
Как теоретический подход, психоанализ дает богатый и ценный материал для понимания поведения как детей, так и взрослых. Как практический подход, направленный на изменение подход, аналитический подход бывает полезен, играет свою определенную роль, хотя в большинстве случаев актуальный (например, поведенческий) подход дает и более быстрые, и более реальные результаты...
01 янв. 2010 г.
Основные подходы в практической психологии
Подход — важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь. Если психолог хочет на что-то посмотреть объективно, он уже сделал свой личный, субъективный выбор: он смотрит на происходящее с позиции объективности, и его уже поймут не все, а только те, кто готов сделать аналогичные выборы. 
01 окт. 2022 г.
Психоаналитический и психодинамический подход
01 окт. 2022 г.
Психосинтез
Психосинтез - подход в психологии: феноменологическая парадигма, смесь психоаналитического и трансперсонального направления. В психосинтезе основные проблемы взрослого поведения не только объясняются событиями и переживаниями детства (как в психоанализе), но и рассматриваются как возможность самоосознания и фундамент для обретения психологической целостности. Идейный автор психосинтеза: Карл Густав Юнг. Юнг предлагал считать классический анализ Фрейда лишь первым этапом на пути развития, за которым следует этап психологического синтеза.
01 окт. 2022 г.
Работа с прошлым в психотерапии: уместность
Кроме работы с прошлым, психотерапевтическая работа может вестись с настоящим клиента. Когда что уместнее?
01 окт. 2022 г.
Социальный психоанализ