Практикум исследователя-теоретика
В реальной практике алгоритм захвата и алгоритм мотивации прекрасно уживаются, удобно сосуществуют и великолепно дополняют друг друга. Три примера:
1. Записка от группы молодых специалистов чуть более старшему их шефу, который хотел отдать серьезный проект полностью в их ведение:
— Уважаемый Николай Николаевич! Хорошо это или плохо, но вы не только наш уважаемый шеф, но и самый знающий среди нас специалист, а, значит, без вас данный проект нам все-таки не осилить. Спасайте: требуется ваша помощь.
- Суть просьбы…
— Обещаем, что мы скоро тоже научимся справляться с подобными задачами и вы будете нами заслуженно гордиться!
- Последовательная схема алгоритм захвата — мотивации: требовательно начали с захвата, «Захват — прием — фиксация». Впрочем, на этой же основе подкачали ресурс, после чего и пошла мотивация от М-алгоритма
2. Неформальный доклад от главного шефа.
— Коллеги, наш отдел в этом квартале поработал действительно на славу. Искренняя благодарность группе по развитию, которая дала классные инициативы, и нашей уважаемой бухгалтерии, которая нашла возможность наших романтиков поддержать материально… Поздравляю, аплодисменты!
А теперь, чтобы не потерять темпа, предлагается следующая программа:
- Подробный инструктаж…
— Ответственный за это — тот-то, за то — этот. К следующему понедельнику буду ждать отчета.
А теперь неформально: есть ощущение, что мы работаем по-настоящему командой. Чтобы укрепить наш командный дух, в ближайший weekend все едем на шашлыки с пэйнболом. Все за счет фирмы. Можно — с семьями!
- Итак. схема этой вставки: «З-алгоритм» внутри «М-алгоритма». Начали с воодушевляющего ресурса, направление действия осуществили в жестком режиме «З-алгоритма», после чего снова порадовали качественным положительным подреплением…
3. Щебечущий разговор по телефону:
— Милый, ты такой славный… У меня к тебе просьба: давай сегодня съездим к моим родителям, они будут нам очень рады! Согласен, да? Да, расплачусь за это вечером, и очень даже с удовольствием. Тогда слушай сюда, дорогой: купи на вечер хорошее вино и торт «Птичье молоко», а как сделаешь, перезвони. Да?
- Последовательная схема «М-алгоритм» — «З-алгоритм»: красиво порадовали ресурсом, направили к хорошему, ублажили финальным пряником… А потом это использовали, четко проведя «З-алгоритм».
Учимся
Где бы ни сидели, попробуйте зрительно четко представить свои действия и свой маршрут передвижения в ситуации возникновения пожара!!!
Вскочите? Побежите к выходу? Через какую дверь? Где завернете налево, где — направо?
…Представили?
А если вы будете бежать в результате не совсем по прямой линии, а когда-то заворачивая по коридору то налево, то направо, то вопрос: кто управляет этими вашими поворотами и каким методом — ПРИНУЖДЕНИЕМ или ЗАИНТЕРЕСОВЫВАНИЕМ?
- Ну… Вопрос какой-то некорректный… Самое главное — при чем здесь: «Кто»? Не кто, а стены!
Правильно, вопрос не вполне корректный, но тогда — что это за способ управления вами?
Запишите свой ответ.
Кстати, еще вопрос: а вы действительно представили (пусть и не предельно четко) свои действия и свой маршрут передвижения в случае возникновения пожара? И если вы это сделали, то вас заставили это сделать или купили интересом? Или — был произведен захват вашего внимания?
Именно так. «З-алгоритм» — это третий способ влияния, и вы теперь его запомнили лучше. Так вот — есть еще и четвертый способ, и называется он —
прочитайте то, что вы написали несколькими строчками выше.
- По крайней мере, вы можете называть его именно так.
А теперь — правильный ответ (тут можно нарисовать улыбочку). Вспоминайте начало этого раздела, там было следующее:
«В этом месте мы прервем цитату и предложим завершить текст вам, уважаемые читатели. Итак, какой другой способ влияния, не сводимый к заставить и купить, вы знаете и, возможно, используете? Свой ответ запишите здесь…»
- Помните? Размышляли? Писали?
Так вот, а теперь вопрос: а почему вы решили думать, что другой способ вообще существует? Правильно ли будет сказать, что текст (или автор посредством текста) применил к вам насилие или угрозу и ЗАСТАВИЛ вас принять такое решение?
А, может быть, это было не принуждение, а ЗАИНТЕРЕСОВЫВАНИЕ? Тоже нет. Интерес (возможно) был к тому, чтобы найти третий способ, но интереса принять решение, что третий способ существует — такого интереса не было. Почему?
Ответ: просто потому что текст был так построен. Потому что при такой структуре текста люди обычно начинают так думать. Потому что вам была организована такая ситуация.
Правильно, четвертый способ так и называется: Организация ситуации.