Практикум: «Три котенка»
Перед сном мы читаем сказки, количество обычно обсуждаем заранее. Сегодня сошлись на трех. Дочитываю последнюю из запланированных.
– Ну все, спокойной ночи, зайчонок.
– Мама, а давай про трех котят?
– Мы же договаривались на три сказки...
– Ну пожалуйста, давай про трех котят, а?
Вопрос: как отреагируете на это вы? Какое будет ваше решение в принципе и как конкретно реализовано?
Решение мудрой мамы
Включаю внутренний таймер и просчитываю плюсы и минусы: читать сказку две минуты, спорить и настаивать столько же (взаимного упрямства предостаточно), плюс ссора в результате... Решающим оказалось включение внутреннего переводчика, когда я нытье сумела расслышать как любовь и просьбу о «побыть вместе»: «Побудь со мной еще чуть-чуть пожа-а-алуйста, я скучал!» Итого решаю:
– Хорошо, про трех котят и спать, ладно?
– Да. (Благодарно довольное.)
Комментарий
Все довольно мило и вполне конструктивно. Впрочем, мужская реакция может быть и другой, более короткой. Например, такой:
– Ты про трех котят любишь?
– Люблю!
– И тебе еще хочется со мной побыть?
– Хочется.
– Мне тоже хочется. Ты милый и славный, а про трех котят я тебе завтра почитаю!
Погладить хорошего, поцеловать милого и дать четкую команду: «Все, спать!»
Практикум «Три котенка»: какие техники были использованы
В мужском варианте разрешения проблемы трех котят.
Ребенок: «Ну пожалуйста, давай про трех котят, а?»
Папа: «Ты про трех котят любишь?»
Очевидно, что папа в данном случае не стал реагировать на требование ребенка и произвел перехват инициативы под лозунгом «Вопросы здесь буду задавать я!». Итак, теперь:
– Ты про трех котят любишь?
– Люблю!
Сын повелся.
– И тебе еще хочется со мной побыть?
– Хочется.
Папа воспользовался техникой «внутренний переводчик», с ее помощью представил настаивание и нытье ребенка как его желание побыть с папой и все это оформил снова в виде вопроса, провоцирующего положительный ответ. Сын повелся снова, два-ноль в пользу папы.
– Мне тоже хочется. Ты милый и славный, а про трех котят я тебе завтра почитаю!
«Мне тоже хочется!» — во-первых, это неожиданность, сбой шаблона, введение в замешательство и легкий Транс. С другой стороны, это сообщение: «Я слышу твои желания, и они мне близки» — присоединение к ценностям и использование ресурса «мы родные».
«Ты милый и славный» — поглаживания увеличивают ресурс отношений, предупреждают дергания обиды и, что важно, делают резкий перевод внимания ребенка с темы «трех котят» на него самого. Резкие переключки внимания дают дополнительный сбой в защите ребенка, в результате чего он пропускает обещание «про трех котят я тебе завтра почитаю», заметим: обещание в форме информирования, не успев на это выставить подготовленное нытье.
Итого — растерянность.
Растерянность же ребенка папа в режиме внушения толкует как его полное согласие, подкрепляет как бы согласие поглаживанием и поцелуем (от чего отказаться трудно), после чего идет четкий инструктаж: «Все, спать!»