Отличия бытового и научного понимания самоактуализации
Те, кто разрабатывал понятие самоактуализации, - Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Эверетт Шостром, - были высокообразованными людьми высокой порядочности и культуры, и некоторые моменты, которые для них были сами собой разумеющимися в понятии "самоактуализация", для представителей массовой культуры и для массовой личности оказывались "за бортом".
Для А. Маслоу, самоактуализация - это устремление человека "ввысь", это понятие всегда стоит рядом с "личностным ростом" и "потребностью в совершенстве".
В бытовом понимании самоактуализация понимается как делаю то, что мне хочется самому, к чему меня тянет, что меня увлекает, и нередко сводится к примитивному принципу Хочу и по сути превращается в проповедь эгоизма: "Это моя жизнь!" Развитие личности останавливается на первой позиции восприятия: "Мои желания - это главное, а что хотят другие люди, меня не волнует". Самоактуализация, по крайней мере в бытовом понимании - это всегда «хочу!», а иногда и часто в жизни есть место «Надо!»
А. Маслоу действительно ставил вопрос о том, что грубое вторжение культуры может подавить внутреннее в человеке, его биологическую природу человечности.
"Человечность – слишком пластичное и хрупкое, легко изменяемое и уничтожаемое явление, что вторжение в процесс дочеловечивания и стремление грубо воздействовать на индивидуальные особенности человека может порождать всевозможные тонкие, почти неуловимые формы патологии. Это понимание, в свою очередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобы индивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом. Такой подход потребует от психологов гораздо большего внимания к тем едва уловимым психологическим и физиологическим нарушениям, к тем страданиям, которыми человек расплачивается за отрицание и забвение своей истинной природы и которые порой не осознаются им и ускользают от внимания специалистов. Это, в свою очередь, означает гораздо более точное, и вместе с тем более широкое употребление термина "правильное развитие", распространение его на все возрастные категории". (А. Маслоу, Мотивация и личность).
Опускаясь до бытового понимания, этот вопрос трансформируется в протест против воспитания вообще. Подростковый негативизм и настаивание на независимости: "Не надо промывать мне мозги, я хочу жить своим умом!" - нередко приводит к тому, что отвергается культура, накопленная человечеством и транслируемая в процессе воспитания.