Освоение сложного навыка
Сложный навык - навык, складывающийся из множества более простых навыков, например, навык стратегического мышления.
Освоение сложного навыка требует некоторых дополнений. А именно, умение не напрягаться при трудностях (держать расслабление), освоенность упражнения "Ошибочка", привычка раскладывать сложную задачу на более мелкие↑ и хвалить себя за мелкие достижения. Некоторым неожиданно важным оказывается упражнение "Тотальное ДА", снимающее негативизм перед Надо и бессознательный импульс "Раз надо, то я не могу, не хочу и не буду".
В любом случае, освоение нужного навыка нужно начинать аккуратно, с разведки, далее работать как с основным - активно и с четкими обязательствами, а после переводить в фоновый режим, делая это привычкой жизни↑.
Если и когда люди не знают этих правил, они имеют проблемы и находят решения не вполне корректные. Статья А. Сорокоумова - хороший пример большой путаницы, когда все вышеназвание умения обозначаются просто "не гнать себя" и принцип "не гнать себя" считается волшебной палочкой. Итак,
Как обходить проблемы в обучении
Автор: Александр Сорокоумов
Уже много написано на тему, что люди учиться не могут, не умеют и не любят. Но сегодня утром у меня наконец сформулировалась мысль о главной причине такого плачевного положения дел и пути к решению этой проблемы, чем и хочу поделиться. Началось все с того, что сегодня, утопая в соплях от простуды, я отвез дочку в садик и вернулся домой приходить в себя. Через некоторое время мне надоело лежать, я сел за клавиши и попробовал собрать воедино мой любимый регтайм «Entertainer», который разучиваю уже с месяц. И у меня получилось. Учитывая то, что учу я его урывками между работой, книжкой и поездками, сильно не стараясь, а также учитывая то, что за месяц до этого я выучил лишь «К Элоизе» Бетховена, а за пятнадцать лет до этого – простенький менуэт, это можно назвать достижением.
Регтайм, если кто не в курсе – это такая бодрая мелодия, в которой обе руки играют в разном ритмическом рисунке, правая – в рваном синкопированном, левая – в обычном, и соединить все это воедино мне казалось нереальным еще месяц назад. Что же произошло? Во-первых, мне очень хотелось научиться его играть еще со времен бездарно прогуливаемых уроков ф-но в музыкальной школе (пианино у меня не было, и предмет этот был не профильный). Т.е., с мотивацией все было в порядке. Во-вторых, за пять лет до этого я написал книгу о том, как развивать навыки и просто делал то, что там написал. И в-третьих, я не ставил себе ВООБЩЕ НИКАКИХ планов, норм и прочей бредятины. Я просто осваивал мелодию шаг за шагом, задерживаясь на трудных местах столько, сколько было нужно. Да и занимался я этим так себе. По чуть-чуть, только когда хочется, и ровно столько, чтобы прекратить играть до того, как устану. Я выделял время, чтобы разучить сложный кусок (тут мозги требуются), а потом просто играл, и играл, и играл его по 5-6 минут в кратких перерывах. Придя домой перед ужином. Утром чтобы проснуться. В промежутках между написанием книги когда мозги вскипают. И каждый раз удивлялся, когда руки вдруг сами ложились на клавиши так, как надо, без дополнительных усилий. Несколько раз, когда прогресс застревал и сложный пассаж ну никак не давался, я вдруг обнаруживал, что стоило мне начать стараться, как дела ухудшались. А стоило плюнуть и еще больше расслабиться (пусть идет как идет), – как через несколько повторов (или через много повторов) все начинало решаться само собой. Конечно, еще с месяц придется все шлифовать – но основное дело сделано.
За полторы недели до описываемого события я как раз вел семинар для друзей-сетевиков, в котором мы искали причины того, почему потребители не становятся дистрибьюторами (с продуктом и продажами у них все хорошо, но вот дистрибьюторов мало). И одна из причин, которую обнаружили – это то, что потребитель не успевает сориентироваться, как его пытаются гнать дальше. Вот оно! Главное, что я делал – это не гнал себя дальше. Не придумывал рамки, планы обучения, не выделял время на освоение того или иного пассажа. Я просто давал себе на освоение столько времени, сколько потребуется. И организм, почувствовав, что его никто не гонит, вышел из привычного стресса от недостатка времени, расслабился, и начал учиться. Каждый раз, когда мы себя (или кого-то) гоним вперед и быстрее, мы загоняем себя/его в стресс. А в стрессе главное – выжить. Куда уж там учиться? Ну вот. Теперь я могу надеть корону Великого Учителя и нести свет этого Открытия в широкие массы. Но увы – обо всем этом уже было где-то написано (у Т. Голви точно что-то было), и не раз. Просто редко кто делает. Потому и страдаем.