Магия строевой или 41,4% вчувствования
Экспериментальная игра студентов УПП в копирование походок и её результаты
27 января 2017 года в ТЦ «Атриум» (что возле станции м. Курская в Москве) студентами УПП была предпринята экспериментальная игра «Копирование походок» на основе упражнения Дистанции (базовой методики Синтон-подхода). Ее целью было проверить на сколько мы в состоянии влиять своей внешней моторикой на состояние окружающих, а окружающие на нас.
Зачем играли
Упражнение «Копирование походок» — это один из инструментов вчувствования, т. е. умения непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека, что считается у психологов одним из важнейших элементов установления раппорта (качественного контакта психолога с клиентом).
Упражнение «Копирование походок» не предполагает последующего опроса объекта копирование, т. е. проверки на истинность полученного копирующим эмоционального эффекта. Что означает, субъект копирования никогда точно не знает, что в действительности объект, чью походку он копирует, переживает на самом деле.
Тем не менее практический смысл в таком упражнении (помимо штудийных целей выработки у студентов целенаправленного стремления к копированию моторики) мог бы иметь место, если бы оценки субъектов в достаточной степени коррелировали между собой. То есть, если разные люди, освоив упражнение, давали бы одному и тому же объекту одни и те же оценки.
В этом случае можно было бы сделать два вывода:
- во-первых, раз люди перенимая одну и ту же моторику, получают сходный эмоциональный отклик, то, следовательно, они действительно получают некие валидные сведения об эмоциональном состоянии объекта;
- во-вторых, если будущие психологи, вебализуют (т. е. по сути переводят на уровень сознания) некие переживания сходным образом, то, следовательно, другие люди должны считывать нечто похожее, только в менее осознанной форме.
Второй вывод представляется куда любопытнее первого, поскольку позволял бы судить, на в какой степени люди вообще влияют своей моторикой на состояние на окружающих. Иначе говоря, в какой степени мы влияем на людей, а они на нас.
Для исследования количественного выражения этой степени и была разработана экспериментальная игра «Копирование походок».
Как играли
Для проведения игры шести «дистантникам» 1 курса УПП был предложен следующий план.
Экспериментальная игра на основе одноименного упражнения методики Синтон-подхода «Дистанция»
Цель: Исследование эффективности проективного «вчувствования».
Задача: Наглядное подтверждение валидности техники (упражнения) «Копирование походок».
Количество участников: 6 человек успешно освоивших упражнение «Копирование походок».
Место проведения: Публичное людное место, парк, вокзал, станция метро и т.п.
Оборудование: 6 диктофонов.
Время проведения: 1,5-2 часа.
Порядок проведения и фиксация результатов экспериментальной игры:
А) 6 участникам присваивают порядковые номера от 1 до 6 и организуют из них в порядке «карусели» 15 пар.
Б) Каждая пара проводит два копирования походок для указанных двух из шести условных половозрастных категорий людей (ПВК)*:
- Молодой мужчина (ММ) — юноша или молодой человек в возрасте от 18 до 30 лет**;
- Молодая женщина (МЖ) — девушка или молодая женщина в возрасте от 18 до 35 лет;
- Зрелый мужчина (ЗМ) — мужчина в возрасте от 35 до 50 лет;
- Зрелая женщина (ЗЖ) — женщина в возрасте от 35 до 50 лет;
- Пожилой мужчина (ПМ) — мужчина в возрасте от 50 лет и старше;
- Пожилая женщина (ПЖ) — женщина в возрасте от 50 лет и старше.
*— Всего 30 копирований походок, по два для каждой половозрастной категори.
**— Возраст объекта каждой парой определяется визуально в совещательном порядке.
В) После каждого копирования, каждый участник фиксирует результаты «вчувствования» на диктофонную запись в свободной форме, в обязательном порядке указывая напарника и ПВК объекта. После каждых двух копирований пары встречаются с группой для образования новой пары.
Г) По прошествии всех 60 копирований участники расшифровывают свои записи (это не более 10 минут записи на каждого) и отсылают их на исследование.
Исследование результатов:
- Расшифровки результатов заносятся в таблицу типа
- Таблица описывается согласно исследованию совпадений в парах описаний и публикуется вместе с результатами эксперимента.
- В ходе оглашения плана игры, всех участников предупредили, что они не обсуждают между собой результаты копирования, а фиксируют их независимо.
- Также из плана видно, что все пары постоянно перемешивались, а назначение парам исследований тех или иных половозрастных категорий не было связано с переходом из пары в пару, а осуществлялось по принципу смещения параметров в ортогональной плоскости.
Результаты
За положенное время были проведены намеченные 60 копирований, результаты которых были занесены в следующую таблицу:
После чего для каждой пары копирование было проведено численное исследование (четыре строки таблице под каждой из двух частей, содержащих текстовые описания) по следующему принципу.
Для каждой пары описаний были учтены:
- Совпадение по «знаку» описания, или иначе говоря «настроение» описания — позитивное, негативное или нейтральное (субъективно оценивалось автором статьи), если наличествовало — ставился +1 балл, если отсутствовало — -1 балл;
- Наличие однокоренных слов, синонимов или сходных по значению словосочетаний в описании состояния — +1 балл за каждое совпадение;
- При наличии антонимов или противоположных по значению словосочетаний ставился -1 балл за каждое;
- В четвертой строе сводилась общая сумма совпадений/несовпадений*.
*— Из таблицы видно, что одно копирование (отмечено в таблице красным) потерялось. Поэтому для последней пары при итоговых подсчетах был присвоен нулевой коэффициент.
После этого, каждая пара копирования была оценена по схожести описаний в рамках пятибалльной шкалы:
Отличная схожесть — 4 балла;
Хорошая схожесть — 3 балла;
Средняя схожесть — 2 балла;
Слабая схожесть — 1 балл;
Нет схожести — 0 и менее баллов.
После присвоения каждой паре копирования численного коэффициента, по связности или, иначе говоря, по степени схожести все исследования распределились, как показано в следующей таблице.
Также, в качестве проверки независимости данных, была исследована зависимость схожести результатов от каждой половозрастной категории, отдельно от каждой половой и каждой возрастной категории. Это было проделано через суммирование всех коэффициентов каждом параметре по отдельности.
Как видно по цифрам в категориях обнаружились расхождения, но после замены всех отрицательных результатов на нулевые значения (что соответствует обозначенному ранее принципу о соответствии отрицательных значений нулевым согласно пятибалльной шкале индексации замеров), они ощутимо сгладились.
После чего, все замеры во всех трех плоскостях были переведены в процентное приближение к идеальному значению, т. е. на сколько сумма всех замеров близка отличной схожести, т. е. была бы проведена на 4 балла. Таковое в половозрастных категориях соответствовало 20, в возрастных категориях — 40 и половых категориях — 60 баллам.
Как видно из диаграммы «Зависимость схожести от половозрастной категории», в категориях ЗЖ (зрелые женщины) и ПМ (пожилые мужчины) проявляется большее стремление к идеальным значениям. Однако, здесь невозможно проследить никакой связи с участниками игры, так как среди них отсутствовали как зрелые женщины, так и пожилые мужчины. Скорее всего это отличие значений в этих категориях объясняется статистической погрешностью при малом количестве опытов в категории и низким предельным значением (20).
Это также подтверждается следующими двумя диаграммами, рассматривающих половую и возрастную категорию по отдельности. В исследованиях зависимости схожести от возрастной категории расхождение составляет ~50 ±5% при количестве опытов в два раза большей. А в исследовании зависимости схожести от половой категории при количестве опытов втрое большем и, следовательно, втрое большем совокупном идеальном значении (60) явно стремится к 50%-му приближению для каждого пола.
Это позволяет предположить, что при репрезентативном количестве замеров (от 1 тыс. объектов исследования) все категории показали бы похожее распределение, а значит и независимость частоты схожести от пола и возраста, как это видно на двух последних диаграммах.
Для наглядности табличные данные частоты распределения схожести результатов можно представить в виде следующей диаграммы.
Интерпретация результатов
Как следует из вышеприведенных данных, упражнение «Копирование походок» обладает значительной валидностью, поскольку совпадение оценок наблюдает различную степень связности в 83% замеров.
При этом явную связность (в диапазоне от Отлично-Средне) можно обнаружить 72,7% замеров, а выраженную (в диапазоне от Отлично-Хорошо) в — 41,4%.
При этом расхождения по параметру c) — наличие антонимов или противоположных по значению словосочетаний, проявил себя (что видно в сводной таблице результатов) лишь в 4 парах, а в целом, отрицательный результат (т. е. ниже нуля) исследования зафиксирован лишь 3 парах из 30, что подтверждает факт определенности трансляции эмоциональной реакции людей через моторику.
Прямая экстраполяция этих результатов в неосознанные реакции повседневного взаимодействия представляется вряд ли возможна, но с оговорками должна быть вполне допустима в определенной степени.
Если всё же набраться смелости предположить, что эти результаты верны и для прочих взаимодействий (а не только в упражнении «Копировании походок» с участием психологов в качестве субъектов), то можно утверждать, что независимо от пола и возраста участников взаимодействия:
- влияние нашей моторики на окружающих в той или иной степени будет распространяться более чем на три четверти наших взаимодействий. Тоже верно и для влияния моторики окружающих на нас;
- более чем в половине случаев взаимодействия наша моторика будет влиять на текущее восприятие нас окружающими (и наоборот);
- более чем в трети взаимодействий наша моторика будет менять состояние нашего окружения, а моторные реакции окружающих — наше состояние.
Лирическое дополнение
Если немного пофантазировать, то в свете полученных данных можно под новым углом посмотреть на такие вещи как классический современный танец или, скажем, строевая подготовка в вооруженных силах.
Если допустить, что мы в 41,4 % получаем серьезный заряд эмоции нашего собеседника если он только приближается к нам в поле нашего зрения, таков же процент эмоционального включения в группе, идущей в ногу? Наверняка значительно больше! Наверняка тоже можно сказать и о танце, который наблюдаем. На том же эффекте работают дискотеки, и, со дна времен, групповые пляски и прочая, и прочая. То есть всё это будут в определенном смысле явления одного порядка.
В любом случае результатом исследования очевидно становится то, что к вопросам внешней моторики надо относиться куда серьёзнее, чем большинство людей привыкли в повседневной жизни.
И, как оказалось, это довольно легко подтвердить на практике.
Продолжение игры, оговорки и благодарности
Следует оговориться, что вышеописанную работу нельзя считать научной в полном смысле слова. Но ее вполне можно считать подготовительной для более полноценного с научной точки зрения, более чистого эксперимента.
Таковой, в одном из вариантов, мог бы выглядеть следующим образом. Подбирается тысяча испытуемых и от пятидесяти до ста психологов-замерщиков. Берется шесть комнат. В комнате 1 находятся испытуемые, в комнате 2 — психологи-замерщики. Комнаты 3 и 4 разделены между собой стеной со стеклом с односторонней прозрачностью таким образом, чтобы из комнаты 4 можно было видеть комнату 3. В комнате 5 находится психолог-контролер. В комнате 6 два стола с компьютерами.
По сигналу испытуемый входит в комнату 3 и пересекает ее вдоль стены с экраном, чтобы войти в комнату 5. По тому же сигналу в комнату 4 входят двое психологов-замерщиков и наблюдая за испытуемым копируют его походку двигаясь вдоль стены с экраном и попадают в комнату 6.
В комнате 5 испытуемый рассказывает о своем состоянии контролеру, который фиксирует его слова. А в комнате 6 психологи-замерщики не сговариваясь фиксируют результаты копирования, после чего возвращаются в комнату 2 для образования новой пары.
После тысячи пар замеров, результаты исследуются на предмет количества и качества совпадений.
Подобный эксперимент довольно дорог и к тому же трудно заранее судить о его практической ценности. Но результаты описанной выше экспериментальной игры однозначно указывают на то, что по крайней мере в этой части межличностных взаимодействий есть что уточнять.
Видеокурс проф. Николая Ивановича КОЗЛОВА
«Ваш прекрасный имидж»
В курсе 6 видеоуроков. Посмотреть >>