Личностно-ориентированный подход в преподавании
Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:
- способность человека к выбору;
- умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;
- поиск смысла жизни, творчество;
- формирование образа “Я”;
- ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);
- автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).
Учитель и ученик в ЛОО
В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса.
Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
Методы, подходы личностно-ориентированного образования
Личностно-ориентированное образование подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей:
- возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных;
- образовательных потребностей, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;
- выделение групп учащихся по знаниям, способностям;
- распределение учащихся по однородным группам: способностям, профессиональной направленности;
- отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности.
Отличие от традиционного обучения
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.) 1
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.) 2
- Педагогические технологии адаптивной школы 3[5 - 8]
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.4 [9]
- Игровые технологии 5
- Технологии уровневой дифференциации 6
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)7
- Технология «Педагогические мастерские» 8