Мария Монтессори
Мария Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, верующая христианка.
Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и одной из первых носительниц ученого звания доктора наук.
Мировую известность Мария Монтессори приобрела в связи с разработанной ею педагогической системой.
Первая «школа Монтессори» была открыта ею 6 января 1907 года в Риме.
Методы, основанные на опыте работы в этой школе, были впоследствии успешно развиты и, несмотря на критику в последующие годы, остаются популярными во многих странах мира.
После того, как работа Монтессори в римском Доме Ребенка получила известность, на ее метод обратили внимание в Северной Америке (около 1913), хотя этот интерес затем остыл.
Мария Монтессори, помимо Италии, долгие годы жила и работала в Каталонии и Нидерландах.
Из Нидерландов, где она находилась с 1936 года, Монтессори, по приглашению Теософского Общества, отправилась в Индию, где она читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале, которая функционировала во время Второй мировой войны. После Индии она поселилась до конца своей жизни в Нидерландах, где она умерла в 1952 (Ноордвик-ан-Зее). Международная Монтессори-Организация (AMI) была также основана в Нидерландах в 1929 (действует по сей день). Сын Марии Монтессори Марио возглавлял эту организацию до своей смерти (1982).
История разработки ее педагогической системы
Монтессори, основательница одноименной педагогической системы, родилась в Италии и была первой итальянкой, окончившей в Италии университетский курс медицины с дипломом доктора. Монтессори происходила из буржуазной семьи, была верующей христианкой, много путешествовала. Была убежденной сторонницей борьбы за права женщин и за человеческие права каждого индивидуума в целом. Работая в психиатрическом отделении госпиталя Монтессори обратила внимание на так называемых "слабоумных" детей. В продолжение терапии она пришла к выводу, что эти дети вовсе не слабоумны, а лишь не получили никаких стимулов к развитию. Мария Монтессори разработала специальный учебный материал, чтобы стимулировать этих детей, который позже назвала "чувственным материалом". Через стимулирование чувственных ощущений детей удавалось пробудить любознательность детей и привлечь их внимание к педагогическому материалу. Результаты работы со "слабоумными" поражали, эти дети по многим параметрам превзошли "нормальных".
Проанализировав полученный результат, Мария Монтессори переключилась на детей "нормальных" и в дальнейшем работала с ними. В 1907 Монтессори основала в одном из бедных районов Рима, Сан-Лоренцо, первый "Дом ребенка" (Casa dei Bambini). В этом доме уличные дети из низших слоев общества в течение короткого времени овладевали чтением, письмом и счетом.