Игровая терапия

01 октября 2022 г. в 21:30

 

 

Игровая терапия - все психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки.

Игра используется некоторыми терапевтами в качестве способа лечения. Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре «показать» свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются:

  1. выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт , которые хотели бы иметь;
  2. повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определенные эпизоды, часто –
  3. со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами.

Сначала терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребенком, а также послужить основой для формулирования впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и организации, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций — все это имеет значение для сбора информации и постановки диагноза терапевтом.

Теоретические модели в игротерапии

Игротерапия начала развиваться в рамках психоаналитического подхода.

З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др.), указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно.

М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игровую активность ребенка аналогом свободных ассоциаций, которая открывала доступ к бессознательному материалу. Она интерпретировала ребенку его игру в терминах эдипальной проблематики.

Позже игротерапия стала широко применяться и в других подходах. В настоящее время выделяют психоаналитически ориентированную игротерапию, недирективную, поведенческую, терапию отреагированием, экосистемную и др.

Виды игровой терапии

При недирективной игровой терапии терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, которые были вытеснены или отрицались. На другом полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию социального научения, которые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с другими (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры.

В зависимости от конкретных нужд и проблем разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности игровой терапии и могут дополнять ее другими типами вмешательств.

Play therapy и Gametherapy - Игровая терапия и Игротерапия

Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) - авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy - игровой терапии, или игротерапии в широком значении. Чтобы не создавать путаницы, мы разнесли это в две разные статьи: здесь представлены психотерапевтические методы работы, использующие детскую игру и игрушки, а в статье Игротерапия описывается. авторский метод Игротерапии, разработанный Р.Дмитриченко. См.

Файлы:
  • Игротерапия

Комментарии (2):

Гость, 19 сентября 2016 г. в 13:33
Подскажите, какое образование нужно получить, чтобы стать специалистом по игровой терапии (в ее широком понимании)? Спасибо.
1 ответ
Гость, 12 августа 2017 г. в 16:04

Образование психолога. Думаю, это очевидно...

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Игра в жизни ребенка
Воспроизведение поведения или его элементов, просто потому что это приятно или интересно.
01 окт. 2022 г.
Игротерапия
Игротерапия в узком значении («Психодрама на столе», Gametherapy) - авторский метод и технология работы с игрушками, разработанная Дмитриченко Р.Н. Данный авторский метод предлагается отличать от Play therapy - игровой терапии, или игротерапии в широком значении.