Горе
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Горе — это тяжелое, темное, горькое, иногда чрезвычайно больное переживание с ощущением невозвратной потери.
Дети не знают, что такое горе, дети осваивают, выучивают это переживание, перенимая его как образец социального поведения. При этом горе, как переживание, не очень близко маленьким детям. Осваивая негативные эмоции, чувства и переживания, дети вначале учатся злиться, обижаться и расстраиваться, а горе осваивают позже. Горе — не природная, а социальная реакция, и взрослые люди обычно горюют столько, сколько привыкли и сколько принято.
Впрочем, психотерапевты имеют свой взгляд на горе, согласно которым горе — естественная реакция психики на потерю, причем эта реакция длится определенный срок и имеет свои этапы. Среди российских авторов об этом пишет в первую очередь Ф. Е. Василюк. (Читай Василюк Ф.Е. Пережить горе и Василюк Ф.Е. Психология переживания).
В синтон-подходе горе рассматривается как заученное поведение и выученное переживание, принятое в обществе и имеющее свои внутренние выгоды для человека. На взрослого человека горе сваливается, а ребенком горе — делается. Опущенные плечи, взгляд исподлобья, печальные глаза, сведенные брови — это не только отражение горя, это те действия, которые его же и формируют. Внутренняя картинка — серый мир, то есть зачеркивание серым (а то и черным) цветов мира, ранее цветного.
Если человек научился и считает возможным переживать горе, он будет его переживать так и столько, сколько принято в данном обществе. Если человек вырос в культуре, где горе переживать не принято, то потерю близких людей и другие события переживаниями горя не сопровождаются. Если у человека есть обязательства перед жизнью и людьми, его переживания горя будут недолгими — он не имеет на это права. Если у человека есть возможность переживать, если это поддерживание поддерживается близкими, переживание горя будет более глубоким и длительным.
Нужно учесть и то, что переживание горя обычно имеет не только причины, но и выгоды. Какие выгоды горя, зачем люди его переживают? Достаточно очевидно, что тот, кто плачет, плачет не об ушедшем — ушедшему не плохо. Плачущий плачет — о себе, о собственной потере, и плач есть проявление страха,
Интересно провести исследование, связаны ли длительность и глубина горя с общим уровнем тревожности (уровнем страхов) у человека. Есть гипотеза, что связь — прямо пропорциональная и, главное, сильная.
плач в первую очередь — способ самозащиты. От чего? От обвинений. Если человек не будет страдать, про него скажут — бессердечный, не любил (не любила). А не любила — так может быть и виновата в происшедшем? Насколько человек ценит потерянное, в нашей культуре именно силой переживания. Чем сильнее переживает горе, тем более дорого потерянное. Горюет — значит, ценил, а не переживает — значит, было не важно.
Этот культурный стереотип — не более чем миф. В буддийской культуре смерть близкого в принципе не переживается как горе, воспринимается как абсолютно штатное событие, в чем-то даже позитивное: дорогой вам человек освободился от колеса сансары, ушел из мира страданий.
Кроме культурных особенностей, всегда были и есть личностные особенности. У разных людей горе возникает по-разному, кого-то задевают только мелочи, кого-то валят серьезные вещи. Бывает, что горе адекватно реальности: человеку действительно сильно трудно, больно — он горюет. Но бывает горе и утрированное — тогда это лишь средство привлечения внимания и получения порции поглаживаний. Есть люди, которые сильно переживают при потерях, но мало заботятся, чтобы не потерять. И есть заботливые, которые склонны заботиться, а не переживать. Мудрые люди говорят: «Цени меня, пока я живой...»
Сильные люди учат себя не впадать в горе, потому что знают, что они нужны другим людям: тем, кого они любят и за кого они отвечают. Как научиться не впадать в горе? 1) Практиковать Технику душевной страховки 2) Помнить про сказку и реальность, уметь отличать одно от другого. 3) Практиковать спокойное присутствие, учиться не нагнетать ненужных эмоций. 4) Учить себя жить будущим: то, что прошло, уже прошло, а впереди всегда есть жизнь, есть планы и есть те люди, которым вы нужны.
Комментарии (3):
Согласен.