Работа горя по Кюблер-Росс

10 ноября 2017 г., 11:40

​​​​​​​Работа горя по Кюблер-Росс - модель процесса умирания и сопутствующих этому процессу внутренних состояний человека, придуманная американским психиатром швейцарского происхождения Элизабет Кюблер-Росс.

Немного о женщине, создавшей эту теорию, и ее отношения к науке. Элизабет Кюблер-Росс (1926–2004) швейцарский психиатр-медиум, в 1980-х годах основала духовно-целительный центр, именовавшийся «Приютом безутешных вдов». В этом заведении потерявшие мужей дамы имели возможность вступать с «посмертными сущностями» своих покойных супругов в спиритическое общение, в том числе и очень тесное. Несмотря на то, что умершие мужья были гражданами совершенно разных стран, людьми разных возрастов, взглядов, положений, статусов и представлений о гигиене у всех дам, прошедших через «глубокий мистический контакт» со своими давно почившими супругами была обнаружена одна и та же вагинальная инфекция. Полиция, обратившая внимание на этот загадочный факт, вскоре обнаружила, что роль множества мужей исполнял один и тот же господин, а именно – доверенное лицо Кюблер-Росс, циркач Джей Берхем, который умело пользовался абсолютной темнотой, бывшей обязательным условием сеансов. Собственно Берхем и был разносчиком венерического заболевания. Когда его уличили, он пояснил, что «сущность из потустороннего мира клонировала его для материализации встречи». (Rosenbaum R. Dead like her: How Elisabet Kubler-Ross went around the bend. 2004, J. Grant Discarden science 2006).

Что касается конкретно взглядов Элизабет Кюблер-Росс на восприятие приближающеся смерти, то предложенная ею модель не имеет никакой научной базы и является только совместной фантазией склонной к эзотерике женщины и тяжелобольных людей, которым в больнице было ужасно скучно. Не было никаких исследований, были только долгие разговоры инструктора Медицинской школы при Университете Чикаго с тяжело больными одинокими людьми, а результатом стала живо и ярко написанная книга. Книга стала очень популярной. Хотите - почитайте.

Собственно модель Кюблер-Росс

Получив известие о том, что человек неизлечимо болен, он часто в первый момент отрицает услышанное: «Это не может случиться со мной, это ошибка, вы, наверное, говорите о ком-то другом». Отрицание действует как психологический защитный механизм, предохраняющий сознание от невыносимых мыслей и переживаний. Это - первый этап.

Затем, на втором этапе, человека охватывает гнев: он может вылиться в ярость, возмущение или зависть к тем, кто здоров. Часто объектом гнева становятся врачи: «От них нет никакой пользы. Они только и думают, что об игре в гольф. Они не так делают анализы и назначают неправильное лечение».

С третьим этапом у Кюблер-Росс и ее последователей путаница, поскольку люди в трудной ситуации действительно ведут себя сильно по разному. У некоторых здесь углубляется чувство вины, усиливается мистицизм, некоторые пытаются заключать сделки с высшими силами: "Господи, если диагноз не подтвердится - брошу курить!"

Далее, как правило, наступает депрессия: человек впадает в отчаяние и ужас, теряет интерес к житейским проблемам, отдаляется от людей.

Последняя по Кюблер-Росс стадия - стадия принятия. На этом этапе человек начинает думать о смерти с тихим смирением: «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».

Как и любая теория, подхваченная не слишком умными последователями, знаменитые 5 стадий быстро превратились в догму. Некоторые психотерапевты даже злились на своих пациентов, когда те «нарушали» предписанную Кюблер-Росс последовательность переживаний («Ты не должен переходить к гневу, пока не прошел стадию отрицания!»).


Как относиться к данной концепции? Лучше всего - никак. Любая хорошо растиражированная сказка может стать модной теорией и порождать соответствующие переживания и поведение. В Средние века женщины сношались с дьяволом, в 19 веке все женщины падали в обморок, в начале 20 века у всех появились неврозы, сегодня в моде инфантилизм, психологические травмы и модель умирания по Кюблер-Росс. То, что загадочно и страшно, привлекает людей не самого высого уровня. Напомним, что мудрые люди к своей смерти готовы всегда, для человека-воина - это внутренняя обязанность.

Пропаганда данной концепции имеет свои и положительные, и отрицательные стороны, и отрицательные стороны такой пропаганды перевешивают, Для слабых людей эта теория скорее облегчение, официальное разрешение переживать плюс помощь говорить о смерти (что для многих людей страшно и затруднительно), плюс внушение, что хотя бы через год ты наконец-то успокоишься. С другой стороны, эта теория, когда она подается как научная разработка, дезориентирует умных и сильных людей, которые изначально к долгим и тяжелым переживаниями склонны не были. Тогда эта теория начинает работать как болезнетворный вирус, превращая острую, но возможно короткую боль потери - в тяжелую боль, которая тянется месяцами, а то и годами.

К смерти своей и чужой, как и к любой другой потере, нужно быть готовым, а для этого нужно готовиться. Если вы поставите себе такую задачу - справитесь и с этим, это не так сложно.

Комментарии (1):

Гость, 02 мая 2019 г., 03:02

Вы могли бы указать референции на историю с организацией общества " Безутешные вдовы" и заражением инфекцией? Откуда такая информация. Хотелось бы убедится в достоверности. Спасибо

Материалы по теме:

Картинка к "Что переживать при потерях"
01 окт. 2022 г.
Потери в жизни - неизбежны, по крайней мере люди в этом уверены.
0Подробнее →
Картинка к "Эмоциональный светофор"
01 янв. 2010 г.
То, что с нами произошло: мелочь или нет? Просто «не повезло» или "ужасно"? Величина происшедшего, размер потери всегда определяется сравнением с чем-то другим.
Картинка к "Горе"
01 янв. 2005 г.
Горе - это тяжелое, темное, горькое, иногда чрезвычайно больное переживание с ощущением невозвратной потери. Дети не знают, что такое горе, дети осваивают, выучивают это переживание, перенимая его как образец социального поведения. При этом горе, как переживание, не очень близко маленьким детям.
Картинка к "Как пережить смерть близкого человека"
01 окт. 2022 г.
Если близкий человек умирает, в первую очередь надо (еще раз) подумать, что можно сделать, какие меры принять, и при любой разумной возможности действовать максимально энергично.
Картинка к "Опыт тысячелетий. Православная культура переживания горя и трудностей"
13 сент. 2016 г.
Для переживания горя и трудностей, для преодоления их, проживания их, а не пережёвывания их - именно так православная культура понимает процесс переживания, как правильное проживание - Православие дает верующим КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ "ВСЕЦАРИЦА". Этот канон настраивает на то, чтобы пред горем и трудностями человек не рассыпался в слезах и отчаяньи, не позволял себе впасть в состояние неутешной скорби, желая страданиями насытить глупое сердце, а собрался и преодолел трудный период при помощи вхождения в наивысшее наиэнергетичное состояние человека - в состояние радости.
Картинка к "Отношение к собственной смерти"
01 окт. 2022 г.
Отношение к смерти полностью задается местной культурой - местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.
Картинка к "Срочная психологическая помощь: взгляд гештальт-психолога"
27 дек. 2016 г.
Человек сидит перед вами. Вы сочли, что срочная консультация показана, приняли вызов, и знаете, скажем… шесть вещей: 1. У этого человека что-то случилось, 2. Он пришел к вам первый и последний раз, 3. Этому человеку нужна помощь немедленно, 4. Время ограничено, 5. Исправить или доделать сегодняшнюю работу, скорее всего, будет нельзя, 6. Ему нужна конкретика, иначе в сложный момент он не стал бы тратить время и деньги на вас.
Картинка к "Срочная психологическая помощь: взгляд психиатра"
27 дек. 2016 г.
Когда вы получили запрос на срочную консультацию, первая задача, которая стоит перед вами - решить, показана ли в данном случае срочная консультация? И каковы критерии принятия этого решения? Давайте обсудим обсудим возможные варианты развития событий и начнем с самого неприятного.