Работа горя по Кюблер-Росс

10 ноября 2017 г. в 11:40

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Работа горя по Кюблер-Росс — модель процесса умирания и сопутствующих этому процессу внутренних состояний человека, придуманная американским психиатром швейцарского происхождения Элизабет Кюблер-Росс.

Немного о женщине, создавшей эту теорию, и ее отношения к науке. Элизабет Кюблер-Росс (1926–2004) швейцарский психиатр-медиум, в 1980-х годах основала духовно-целительный центр, именовавшийся «Приютом безутешных вдов». В этом заведении потерявшие мужей дамы имели возможность вступать с «посмертными сущностями» своих покойных супругов в спиритическое общение, в том числе и очень тесное. Несмотря на то, что умершие мужья были гражданами совершенно разных стран, людьми разных возрастов, взглядов, положений, статусов и представлений о гигиене у всех дам, прошедших через «глубокий мистический контакт» со своими давно почившими супругами была обнаружена одна и та же вагинальная инфекция. Полиция, обратившая внимание на этот загадочный факт, вскоре обнаружила, что роль множества мужей исполнял один и тот же господин, а именно — доверенное лицо Кюблер-Росс, циркач Джей Берхем, который умело пользовался абсолютной темнотой, бывшей обязательным условием сеансов. Собственно Берхем и был разносчиком венерического заболевания. Когда его уличили, он пояснил, что «сущность из потустороннего мира клонировала его для материализации встречи». (Rosenbaum R. Dead like her: How Elisabet Kubler-Ross went around the bend. 2004, J. Grant Discarden science 2006).

Что касается конкретно взглядов Элизабет Кюблер-Росс на восприятие приближающеся смерти, то предложенная ею модель не имеет никакой научной базы и является только совместной фантазией склонной к эзотерике женщины и тяжелобольных людей, которым в больнице было ужасно скучно. Не было никаких исследований, были только долгие разговоры инструктора Медицинской школы при Университете Чикаго с тяжело больными одинокими людьми, а результатом стала живо и ярко написанная книга. Книга стала очень популярной. Хотите — почитайте.

Собственно модель Кюблер-Росс

Получив известие о том, что человек неизлечимо болен, он часто в первый момент отрицает услышанное: «Это не может случиться со мной, это ошибка, вы, наверное, говорите о ком-то другом». Отрицание действует как психологический защитный механизм, предохраняющий сознание от невыносимых мыслей и переживаний. Это — первый этап.

Затем, на втором этапе, человека охватывает гнев: он может вылиться в ярость, возмущение или зависть к тем, кто здоров. Часто объектом гнева становятся врачи: «От них нет никакой пользы. Они только и думают, что об игре в гольф. Они не так делают анализы и назначают неправильное лечение».

С третьим этапом у Кюблер-Росс и ее последователей путаница, поскольку люди в трудной ситуации действительно ведут себя сильно по разному. У некоторых здесь углубляется чувство вины, усиливается мистицизм, некоторые пытаются заключать сделки с высшими силами: «Господи, если диагноз не подтвердится — брошу курить!»

Далее, как правило, наступает депрессия: человек впадает в отчаяние и ужас, теряет интерес к житейским проблемам, отдаляется от людей.

Последняя по Кюблер-Росс стадия — стадия принятия. На этом этапе человек начинает думать о смерти с тихим смирением: «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».

Как и любая теория, подхваченная не слишком умными последователями, знаменитые 5 стадий быстро превратились в догму. Некоторые психотерапевты даже злились на своих пациентов, когда те «нарушали» предписанную Кюблер-Росс последовательность переживаний («Ты не должен переходить к гневу, пока не прошел стадию отрицания!»).


Как относиться к данной концепции? Лучше всего — никак. Любая хорошо растиражированная сказка может стать модной теорией и порождать соответствующие переживания и поведение. В Средние века женщины сношались с дьяволом, в 19 веке все женщины падали в обморок, в начале 20 века у всех появились неврозы, сегодня в моде инфантилизм, психологические травмы и модель умирания по Кюблер-Росс. То, что загадочно и страшно, привлекает людей не самого высого уровня. Напомним, что мудрые люди к своей смерти готовы всегда, для человека-воина — это внутренняя обязанность.

Пропаганда данной концепции имеет свои и положительные, и отрицательные стороны, и отрицательные стороны такой пропаганды перевешивают, Для слабых людей эта теория скорее облегчение, официальное разрешение переживать плюс помощь говорить о смерти (что для многих людей страшно и затруднительно), плюс внушение, что хотя бы через год ты наконец-то успокоишься. С другой стороны, эта теория, когда она подается как научная разработка, дезориентирует умных и сильных людей, которые изначально к долгим и тяжелым переживаниями склонны не были. Тогда эта теория начинает работать как болезнетворный вирус, превращая острую, но возможно короткую боль потери — в тяжелую боль, которая тянется месяцами, а то и годами.

К смерти своей и чужой, как и к любой другой потере, нужно быть готовым, а для этого нужно готовиться. Если вы поставите себе такую задачу — справитесь и с этим, это не так сложно.

Файлы:
  • Смерть
  • Автор Н.И. Козлов
  • +
  • Работа с неприятными переживаниями

Комментарии (1):

Гость, 02 мая 2019 г. в 03:02

Вы могли бы указать референции на историю с организацией общества " Безутешные вдовы" и заражением инфекцией? Откуда такая информация. Хотелось бы убедится в достоверности. Спасибо

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Что переживать при потерях
Потери в жизни — неизбежны, по крайней мере люди в этом уверены.
01 янв. 2010 г.
Эмоциональный светофор
То, что с нами произошло: мелочь или нет? Просто «не повезло» или «ужасно»?
01 янв. 2005 г.
Горе
Горе — это тяжелое, темное, горькое, иногда чрезвычайно больное переживание с ощущением невозвратной потери. 
01 окт. 2022 г.
Как пережить смерть близкого человека
Если близкий человек умирает, в первую очередь надо (еще раз) подумать, что можно сделать, какие меры принять, и при любой разумной возможности действовать максимально энергично.
13 сент. 2016 г.
Опыт тысячелетий. Православная культура переживания горя и трудностей
Для переживания горя и трудностей, для преодоления их, проживания их, а не пережёвывания их - именно так православная культура понимает процесс переживания, как правильное проживание - Православие дает верующим КАНОН ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕД ИКОНОЙ ЕЕ "ВСЕЦАРИЦА". Этот канон настраивает на то, чтобы пред горем и трудностями человек не рассыпался в слезах и отчаяньи, не позволял себе впасть в состояние неутешной скорби, желая страданиями насытить глупое сердце, а собрался и преодолел трудный период при помощи вхождения в наивысшее наиэнергетичное состояние человека - в состояние радости.
01 окт. 2022 г.
Отношение к собственной смерти
Отношение к смерти полностью задается местной культурой — местной религией, установками семьи и ближайшего окружения. Дети изначально к смерти не относятся никак, никакого страха и ужаса перед смертью у них нет.
27 дек. 2016 г.
Срочная психологическая помощь: взгляд гештальт-психолога
Человек сидит перед вами. Вы сочли, что срочная консультация показана, приняли вызов, и знаете, скажем… шесть вещей: 1. У этого человека что-то случилось, 2. Он пришел к вам первый и последний раз, 3. Этому человеку нужна помощь немедленно, 4. Время ограничено, 5. Исправить или доделать сегодняшнюю работу, скорее всего, будет нельзя, 6. Ему нужна конкретика, иначе в сложный момент он не стал бы тратить время и деньги на вас.
27 дек. 2016 г.
Срочная психологическая помощь: взгляд психиатра
Когда вы получили запрос на срочную консультацию, первая задача, которая стоит перед вами - решить, показана ли в данном случае срочная консультация? И каковы критерии принятия этого решения? Давайте обсудим обсудим возможные варианты развития событий и начнем с самого неприятного.