Затем, на втором этапе, человека охватывает гнев: он может вылиться в ярость, возмущение или зависть к тем, кто здоров. Часто объектом гнева становятся врачи: «От них нет никакой пользы. Они только и думают, что об игре в гольф. Они не так делают анализы и назначают неправильное лечение».
С третьим этапом у Кюблер-Росс и ее последователей путаница, поскольку люди в трудной ситуации действительно ведут себя сильно по разному. У некоторых здесь углубляется чувство вины, усиливается мистицизм, некоторые пытаются заключать сделки с высшими силами: «Господи, если диагноз не подтвердится — брошу курить!»
Далее, как правило, наступает депрессия: человек впадает в отчаяние и ужас, теряет интерес к житейским проблемам, отдаляется от людей.
Последняя по Кюблер-Росс стадия — стадия принятия. На этом этапе человек начинает думать о смерти с тихим смирением: «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».
Как и любая теория, подхваченная не слишком умными последователями, знаменитые 5 стадий быстро превратились в догму. Некоторые психотерапевты даже злились на своих пациентов, когда те «нарушали» предписанную Кюблер-Росс последовательность переживаний («Ты не должен переходить к гневу, пока не прошел стадию отрицания!»).
Как относиться к данной концепции? Лучше всего — никак. Любая хорошо растиражированная сказка может стать модной теорией и порождать соответствующие переживания и поведение. В Средние века женщины сношались с дьяволом, в 19 веке все женщины падали в обморок, в начале 20 века у всех появились неврозы, сегодня в моде инфантилизм, психологические травмы и модель умирания по Кюблер-Росс. То, что загадочно и страшно, привлекает людей не самого высого уровня. Напомним, что мудрые люди к своей смерти готовы всегда, для человека-воина — это внутренняя обязанность.
Пропаганда данной концепции имеет свои и положительные, и отрицательные стороны, и отрицательные стороны такой пропаганды перевешивают, Для слабых людей эта теория скорее облегчение, официальное разрешение переживать плюс помощь говорить о смерти (что для многих людей страшно и затруднительно), плюс внушение, что хотя бы через год ты наконец-то успокоишься. С другой стороны, эта теория, когда она подается как научная разработка, дезориентирует умных и сильных людей, которые изначально к долгим и тяжелым переживаниями склонны не были. Тогда эта теория начинает работать как болезнетворный вирус, превращая острую, но возможно короткую боль потери — в тяжелую боль, которая тянется месяцами, а то и годами.
К смерти своей и чужой, как и к любой другой потере, нужно быть готовым, а для этого нужно готовиться. Если вы поставите себе такую задачу — справитесь и с этим, это не так сложно.