Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову

01 октября 2022 г., 21:27

Статья в разработке

Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.

От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого - существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.

Младенец и ребенок

Этапы развития личности младенца:

1. Зарождение как биологическая индивидуальность.

Свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы.

2. Наличие Я, растущего в Я большое.

Младенец - личность, если у него есть Я, растущее в Я большое. Это, к сожалению, бывает не всегда. Смотри Я младенца

3. Формирование самоотношения «Я есть и хочу быть».

Невербально, неосознаваемо, но младенец еще в утробе матери и первые месяцы жизни может по-разному отнестись к себе. Это может быть самоотношение "Я есть и хочу быть" (выбор личности) либо “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я”... Смотри Я младенца

4. Ребенок начинает осознавать себя как отдельное (от мамы и окружающих) и неповторимое "Я".

5. Доверие к миру. (здоровый фон для последующего развития)

Я – ОК, ты – ОК, мир – нравится. Этап Доверие по Эрику Эриксону.

6. Ребенок, когда заявляет о своих желаниях и сильно настаивает на своих потребностях - уже личность.

Личность начинается со своего хочу у ребенка. Хочу, которое он может и смеет проявить и на котором он может настоять. Смотри Кризис трех лет, Хочу и Надо, Этап Самостоятельность по Эрику Эриксону

7. Ребенок становится внутренне социальным.

Ребенок уже не равен своим природным влечениям, может подчинять свои природные влечения социальным нормам. См. Первое рождение в ст. Личность рождается дважды

8. Свобода и предприимчивость.

Ребенок сам себе придумывает занятия. Этап Предприимчивость по Эрику Эриксону

Итог этого этапа развития личности - Человек-ребенок, Иждивенец

Подросток и молодой человек

Этапы развития личности подростка и молодого человека в порядке возрастания требований:

1. Умелость, организованность.

Организованные игры, знакомство с очередностью и последовательностью. Этап Творчество по Эрику Эриксону

2. Самоощущение, самосознание, понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.

Интерес к собственному внутреннему миру, вопросы себе и о себе.

3. Своеобычность, наличие собственного взгляда и своего стиля.

Умение жить своей головой, принимать собственные решения. Личность здесь - это внутренний стержень в человеке, что выделяет его из его окружения, что противостоит окружению и делает человека сильнее, чем его окружение. То, что делает человека выше генетики и шаблонов. Источник внутренней свободы и самостоятельности. Личность - проявление Первой позиции восприятия, Формируется личность как "монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир". Смотри История понятия Личность Когда ты станешь Личностью? (когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?) - вопрос к подростку.

4. Самостоятельность в решениях, умение справляться с препятствиями и добиваться своего.

Когда считаю себя правым, преодолеваю сопротивление окружающих.

Развитая личность имеет волю - способна стать выше своего непосредственного (сегодняшнего) хочу во имя будущих интересов (это формулируется как Надо). Смотри Хочу и Надо, Воля, Второе рождение личности в ст. Личность рождается дважды

5. Честность, смелость, порядочность.

Это ценностно двухмерный мир: есть Зло, и есть Добро, между ними четкая граница, нужно быть всегда за правду и не врать никогда. Смотри Развитие нравственных ориентиров

6. Умение отстаивать свое мнение, свои права, свое достоинство.

Способность настаивать на своем, когда это свое уважается окружающими. Я - человек, а человека надо уважать!

7. Картина жизни.

Идеал дружбы, любви, семьи, общества. Этап Идентификации личности по Эрику Эриксону

Взрослый человек

Этапы развития личности взрослого человека в порядке возрастания требований:

1. Зрелые отношения. Понимание и опыт, что такое дружба и любовь. Знакомство с Близостью, умение и интерес быть в Близости.

Речь не о сексе (как таковом), а об особых отношениях, где люди близки и дороги друг другу. Смотри Близость. Этап Близость и одиночество по Эрику Эриксону

2. Зрелость как Мужчины (как Женщины).

Мужчина, который состоялся как Мужчина и утвердил свое Я в глазах себя, общества и женщин - личность. Смотри Развитие личности мужчины по Сергею Шишкову.

3. Зрелая заботливость, увязывание своих интересов с интересами других.

4. Зрелость жизненного опыта. Понимание своего жизненного пути. Мудрость.

Мудрый человек знает - у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется... Смотри Развитие нравственных ориентиров, Четвертая позиция Знание своих жизненных целей, ответственный выбор своего жизненного пути. Цельность (а не безнадежность) - по Эрику Эриксону

5. Зрелая активность. Умение действовать не потому что, а для того чтобы. Проактивность. Лидерство, Непрерывное развитие.

Умение ставить свои цели, прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Развитая личность - тот, кто действует не потому что, а для того чтобы. Соответственно, тот кто имеет свои цели, может прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Кто действует потому что - массовая личность. Способность непрерывно развиваться, опережая в своем развитии окружающих. Проактивность - обязательная составляющая развитой личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность (массовая личность).

6. Зрелая социальная ответственность.

Взрослый, который оставил след своей жизни в памяти многих - большая личность. Позиция Ангела. Этап Общечеловечность - самопоглощенность по Эрику Эриксону

Выборы

Выборы естественной личности задает не она сама, а ее окружение. Самоопределяющаяся личность делает свои выборы сама.

Выбор направления развития начинается с выбора общей жизненной направленности: Рост и Развитие, Личная жизнь и Семья, Дело и Бизнес. Позднее человек уточняет выбор и выстраивает свою личность под выбранное направление жизни. Смотри Вершина роста и развития личности

Выбор высоты: Потребитель, Творец.

Комментарии (1):

Дарина, 03 июня 2015 г., 19:17

Скажите, пожалуйста! Я осознала, что нахожусь лишь на стадиях развития младенца, где-то там между ними скачу и не перепрыгиваю выше. Как лучше расти личностно? Прочитав ваши книги и отработав все упражнения на сайте, или анализировать фильмы, книги художественные? Очень хочется вырасти. С радостью занималась бы по Дистанции,">http://www.prodelo.ru/distantniki/?ch=kommpsihologos">Дистанции, но я еще подросток (16 лет), нет денег на это. Так что этот вариант отпадает. Заранее огромное спасибо тем, кто ответит!

Материалы по теме:

Картинка к "Человек-ребенок"
01 янв. 2010 г.
Человек-ребенок - человек, взрослый по паспорту, и одновременно ребенок по личностному развитию​ - человек с детской позицией в мышлении, поведении и эмоциональных реакциях, позволяющий себе роскошь детских реакций. Это низкая ответственность и паразитизм, несамостоятельность, неумение и нежелание контролировать свои чувства и желания, когда "хочу - не хочу" и "это я люблю - это я не люблю" всегда имеет приоритет перед "надо".
40Подробнее →
Картинка к "Этапы развития личности по Эрику Эриксону"
01 окт. 2022 г.
Согласно теории развития личности Эрика Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Картинка к "Личность"
01 янв. 2006 г.
Как характеристика внутренней жизни человека, личность - это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. В зависимости от психологической школы личность рассматривается разнообразно: как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Л.С. Рубинштейн); как совокупность интериоризированных общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. Леонтьев); как интегрирующее начало психических процессов (Б.Ф. Ломов, Л.М. Веккер); как управляющее звено психики (О.И. Мотков), как совокупность социальных ролей (Дж. Мид).
Картинка к "Уровень развития личности"
01 янв. 2014 г.
Основной показатель уровня развития личности - развитость авторской позции, способность человека самому определять свою жизнь, способность управлять собой, жить самостоятельно и быть сильнее обстоятельств. Определяется силой ядра личности и развитостью периферии личности.
Картинка к "Ядро личности"
01 окт. 2022 г.
Ядро личности - одна из структур личности, наравне с Периферией. Ядро личности - то в человеке, что является источником собственных мотивов, внутренней активности и самостоятельности личности. То, что идет изнутри человека навстречу или против ожиданий окружающих и жизненных обстоятельств. Ядро - источник силы личности.