Этапы и пути развития личности по Н.И.Козлову
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Статья в разработке
Человек не сразу становится и не в полной мере становится личностью, если личность понимать как ответственный субъект волеизъявления. Не у всех и не сразу формируется свое Я, не все в равной мере умеют и хотят жить свободно, не сразу, не у всех и в разной мере формируется ответственность.
От ребенка, как от личности, мы ожидаем немногого, от взрослого — существенно больше. На разных возрастных этапах и в разных ситуациях у нас разные мерки, чтобы отвечать на вопрос, кто и в какой степени проявил себя как личность и состоялся как личность.
Младенец и ребенок
Этапы развития личности младенца:
1. Зарождение как биологическая индивидуальность.
Свое, похожее на кого-то и непохожее на других лицо и тело, свои генетические программы.
2. Наличие Я, растущего в Я большое.
Младенец — личность, если у него есть Я, растущее в Я большое. Это, к сожалению, бывает не всегда. Смотри Я младенца
3. Формирование самоотношения «Я есть и хочу быть».
Невербально, неосознаваемо, но младенец еще в утробе матери и первые месяцы жизни может по-разному отнестись к себе. Это может быть самоотношение «Я есть и хочу быть» (выбор личности) либо “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я”... Смотри Я младенца
4. Ребенок начинает осознавать себя как отдельное (от мамы и окружающих) и неповторимое «Я».
5. Доверие к миру. (здоровый фон для последующего развития)
Я — ОК, ты — ОК, мир — нравится. Этап Доверие по Эрику Эриксону.
6. Ребенок, когда заявляет о своих желаниях и сильно настаивает на своих потребностях — уже личность.
Личность начинается со своего хочу у ребенка. Хочу, которое он может и смеет проявить и на котором он может настоять. Смотри Кризис трех лет, Хочу и Надо, Этап Самостоятельность по Эрику Эриксону
7. Ребенок становится внутренне социальным.
Ребенок уже не равен своим природным влечениям, может подчинять свои природные влечения социальным нормам. См. Первое рождение в ст. Личность рождается дважды
8. Свобода и предприимчивость.
Ребенок сам себе придумывает занятия. Этап Предприимчивость по Эрику Эриксону
Итог этого этапа развития личности — Человек-ребенок, Иждивенец
Подросток и молодой человек
Этапы развития личности подростка и молодого человека в порядке возрастания требований:
1. Умелость, организованность.
Организованные игры, знакомство с очередностью и последовательностью. Этап Творчество по Эрику Эриксону
2. Самоощущение, самосознание, понимание себя, рефлексия собственных мыслей и поступков.
Интерес к собственному внутреннему миру, вопросы себе и о себе.
3. Своеобычность, наличие собственного взгляда и своего стиля.
Умение жить своей головой, принимать собственные решения. Личность здесь — это внутренний стержень в человеке, что выделяет его из его окружения, что противостоит окружению и делает человека сильнее, чем его окружение. То, что делает человека выше генетики и шаблонов. Источник внутренней свободы и самостоятельности. Личность — проявление Первой позиции восприятия, Формируется личность как «монада, по-своему, единственно ей свойственным образом воспринимающая, отражающая и создающая в себе мир». Смотри История понятия Личность Когда ты станешь Личностью? (когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?) — вопрос к подростку.
4. Самостоятельность в решениях, умение справляться с препятствиями и добиваться своего.
Когда считаю себя правым, преодолеваю сопротивление окружающих.
Развитая личность имеет волю — способна стать выше своего непосредственного (сегодняшнего) хочу во имя будущих интересов (это формулируется как Надо). Смотри Хочу и Надо, Воля, Второе рождение личности в ст. Личность рождается дважды
5. Честность, смелость, порядочность.
Это ценностно двухмерный мир: есть Зло, и есть Добро, между ними четкая граница, нужно быть всегда за правду и не врать никогда. Смотри Развитие нравственных ориентиров
6. Умение отстаивать свое мнение, свои права, свое достоинство.
Способность настаивать на своем, когда это свое уважается окружающими. Я — человек, а человека надо уважать!
7. Картина жизни.
Идеал дружбы, любви, семьи, общества. Этап Идентификации личности по Эрику Эриксону
Взрослый человек
Этапы развития личности взрослого человека в порядке возрастания требований:
1. Зрелые отношения. Понимание и опыт, что такое дружба и любовь. Знакомство с Близостью, умение и интерес быть в Близости.
Речь не о сексе (как таковом), а об особых отношениях, где люди близки и дороги друг другу. Смотри Близость. Этап Близость и одиночество по Эрику Эриксону
2. Зрелость как Мужчины (как Женщины).
Мужчина, который состоялся как Мужчина и утвердил свое Я в глазах себя, общества и женщин — личность. Смотри Развитие личности мужчины по Сергею Шишкову.
3. Зрелая заботливость, увязывание своих интересов с интересами других.
4. Зрелость жизненного опыта. Понимание своего жизненного пути. Мудрость.
Мудрый человек знает — у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется... Смотри Развитие нравственных ориентиров, Четвертая позиция Знание своих жизненных целей, ответственный выбор своего жизненного пути. Цельность (а не безнадежность) — по Эрику Эриксону
5. Зрелая активность. Умение действовать не потому что, а для того чтобы. Проактивность. Лидерство, Непрерывное развитие.
Умение ставить свои цели, прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Развитая личность — тот, кто действует не потому что, а для того чтобы. Соответственно, тот кто имеет свои цели, может прогнозировать развитие ситуации, планировать, ставить задачи и их решать. Кто действует потому что — массовая личность. Способность непрерывно развиваться, опережая в своем развитии окружающих. Проактивность — обязательная составляющая развитой личности. Насколько человек реактивен, настолько он не личность (массовая личность).
6. Зрелая социальная ответственность.
Взрослый, который оставил след своей жизни в памяти многих — большая личность. Позиция Ангела. Этап Общечеловечность — самопоглощенность по Эрику Эриксону
Выборы
Выборы естественной личности задает не она сама, а ее окружение. Самоопределяющаяся личность делает свои выборы сама.
Выбор направления развития начинается с выбора общей жизненной направленности: Рост и Развитие, Личная жизнь и Семья, Дело и Бизнес. Позднее человек уточняет выбор и выстраивает свою личность под выбранное направление жизни. Смотри Вершина роста и развития личности
Выбор высоты: Потребитель, Творец.
Комментарии (1):
Скажите, пожалуйста! Я осознала, что нахожусь лишь на стадиях развития младенца, где-то там между ними скачу и не перепрыгиваю выше. Как лучше расти личностно? Прочитав ваши книги и отработав все упражнения на сайте, или анализировать фильмы, книги художественные? Очень хочется вырасти. С радостью занималась бы по Дистанции, но я еще подросток (16 лет), нет денег на это. Так что этот вариант отпадает. Заранее огромное спасибо тем, кто ответит!