Я младенца

01 октября 2022 г. в 21:54

Младенец - личность, если у него есть Я, растущее в Я большое. Это, к сожалению, бывает не всегда. Если младенец родился с тяжелыми нарушениями, с диагнозом идиотия, у него есть инстинкты, рефлексы, примитивные эмоциональные реакции - и только. Его личность, если и есть, то совсем не проявлена.

У идиота бессмысленные, не реагирущие на окружающих глаза, он никогда не отличит родственников от посторонних, он может издавать звуки, но это не речь. Идиот не способен к осмысленной деятельности, о наличии мышления у него говорить трудно и, главное, оно не развивается. Идиот не способен к самостоятельной жизни и никак не сможет утверждать себя в жизни. У него нет Я, нет своего самосознания, отсутствует рефлексия своих мыслей и поступков - просто потому, что у него нет своих мыслей и он не совершает поступки. Он может только как-то есть, как придется испражнятся - не более. Он никогда не сделает ничего своего, и говорить о личности такого больного нет оснований.

Но нормальный, здоровый ребенок - это не просто живое тело с разнонаправленными и не связанными друг с другом физиологическими и психическими процессами, не имеющего своего поведение. Младенец улыбается, когда видит маму, плачет каждый раз, когда ему мокро или он хочет есть, успокаивается, если его взять на руки и дать ему грудь. В его действиях есть смысл, это - поведение. Мы понимаем, что в младенце есть Я - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы человека и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. (Получился Тот, кто Есть).

Формирование самоотношения младенца

Невербально, неосознаваемо, но младенец еще в утробе матери и первые месяцы жизни может по-разному отнестись к себе. Это может быть самоотношение "Я есть и хочу быть" (выбор личности) либо “Я не хочу быть” или “Я не знаю, есть ли я” и т.п.

Это дословесные состояния, которые в результате психотерапии или психологического консультирования, а также в пастырских беседах выявляются в человеке в глубинах его души.

В этом самоотношении ребенок поступает уже как личность. Потому что самоотношение – это не только отношение к себе, но и некий выбор, причем выбор поступка.

Рассказы мам

В утробе матери ребенок узнает по голосу людей, с которыми больше всего мама проводит время: муж, старшие дети. Приведу свой пример, мой малыш узнавал по голосу двух соседок: одну, бабушку, другу, молодую женщину, и реагировал активным шевелением в такт с их голосом (речью) - я была очень удивлена этим открытием, поэтому запомнила. В момент рождения я с ним разговаривала, подбадривала, помогала, хвалила, и мы вместе с ним замечательно родились. Он все слышал и понимал!

Потом он очень даже осознанно смотрел на меня. И я в жизни не поверю утверждениям, будто до месяца ребенок ничто, потому что я лично видела, что мой малыш видит, слышит, чувствует! И именно поэтому действует, плачет, ест.

А как меня обнимает мой еще такой маленький крошка (год и 4), это самая настоящая личность. Его этому никто не учил.

Файлы:
  • Уровень Я

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Возрастные этапы развития личности
В процессе роста и развития, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями. 
01 янв. 2005 г.
Я
Когда людей много, возникает необходимость их различить: этот или этот мне друг? Тот или тот для меня опасен?