Развитие нравственных ориентиров

01 октября 2022 г. в 21:45

Это двухмерный мир: есть строго хорошие качества, люди, поступки, есть строго плохие. Честность, смелость, порядочность - закладываются на этом этапе: врать - всегда плохо, говорить правду - всегда хорошо. Ребенок говорит правду - и в этом проявляется его личность. Поступает смело - личность. Струсил, бросил в беде друга, наврал маме, побоялся признать свои ошибки - как личность себя не проявил. Спрашивают - за мотивы и за процесс: поступает честно.

Мудрый человек знает - у каждого правда своя, и действовать нужно в ситуации, когда сложно предугадать, как слово наше отзовется...

Многогранный мир: мир полутонов. Четкого разделения правда-неправда, хорошо-плохо нет: у каждого своя правда. Здесь уже важно видеть на несколько шагов вперед: правда не почему - а зачем? А что будет в результате? А что получат люди и мир от той или иной правды?

Развитие начинается с двухмерного мира, но людей, у которых нет понимания что хорошо, что плохо нельзя допускать в многомерный мир так же, как и людей, который пользуются категориями: всегда хорошо и всегда плохо.

Изначально - это двухмерные, двух-полюсные критерии: всегда хорошо - всегда плохо.

Потом - это критерии уже многомерные: хорошо - тогда и тогда, плохо - тогда и тогда.

Для ребенка нормально всегда говорить правду и поступать честно - о нем тогда скажут: личность.

Для взрослого - если он лезет со своей правдой тупым тараном и рушит то, что построено другими - уже спорно, о нем скажут: романтик, идеалист. Хотя с точки зрения ребенка он поступает правильно.

И тогда личность проходит в своем развитии два этапа: этап двухмерного мира: где расставляются основные ориентиры (кстати их сколько? Думаю пока, что к ним можно отнести: Смелость, Честность, Трудолюбие, Доброта). На основе этих трех - в многомерном мире уже формируется Ответственность, Забота, Ум.

Тогда возможны ситуации:

  1. идеальная: когда в детстве были ориентиры двухмерные, заданные окружающими, а с возрастом начинала работать голова и двухмерные идеалы совершенствовались и становились хорошим компасом многомерного мира.
  2. другая: если в детстве основные ориентиры не были выставлены, а в многомерном человек услышал, что все относительно. Ценности сбиты, от человека ждать порядочности в многомерном мире трудно - нужно развивать. Наверное признаком таких людей являются фразы типа «Курение - норма», «Все относительно». Относительность этот человек усвоил, а ценности - нет.
  3. третья: Если ориентиры были и были воспитаны, но когда пора включать голову - человек ее не включил и по-прежнему живет по старым и простым ориентирам - это другой типаж. И этому человеку то ли лень, то ли страшно разбираться - мир простой и понятный: это правда - это не правда. Ценности усвоил, а как ими пользоваться - не научился.
Файлы:
  • Развитие личности как результат
  • Нравственное воспитание

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Нравственное и духовное развитие ребенка
Нравственное и духовное развитие ребенка - развитие у ребенка высоких чувств, мотивов и стремлений, воспитание у ребенка (подростка) честности, заботы и ответственности, умения дружить и любить.
19 апр. 2014 г.
Нравственное воспитание: кто, как, зачем?
Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. 
01 окт. 2022 г.
Нравственное воспитание ребенка в разном возрасте
Вопрос о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», какое поведение правильное, а какое недопустимое, философский, каждый родитель решает для себя сам, каким он хочет видеть своего ребенка и как он будет его воспитывать. В данной статье мы лишь попытаемся отметить те способы, с помощью которых вы можете показать ребенку, что есть в вашем понимание «плохо», а что «хорошо».
01 янв. 2014 г.
Развитие личности
В развитие человека, кроме развития личности, входит и физическое развитие, и развитие психических функций.
01 окт. 2022 г.
Возрастные этапы развития личности
В процессе роста и развития, с возрастом личность проходит определенные закономерные этапы: младенец, ребенок, подросток, молодой человек, взрослый — со своими психологическими особенностями.