Доверие между людьми: где разумные границы?

01 октября 2022 г. в 21:26

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Доверие — готовность передать в пользование другому человеку ценные для себя вещи. Основывается на уверенности в порядочности, доброжелательности и компетентности партнера.

Доверие может быть финансовым, деловым и личным (психологическим). Финансовое доверие — готовность одолжить деньги в уверенности, что человек их возвратит в срок. Деловое — готовность поручить задание в уверенности, что человек его качественно выполнит. Личное доверие — готовность поделиться личной или сокровенной информацией, уверенность в его заботе и ответственности в том, что касается наших интересов.

Психологическое доверие — готовность впускать человека в свою личную и интимную зону, готовность поделиться личной или сокровенной информацией. Психологическое доверие — основа душевной открытости. Тот, кто доверяет, обычно открыт, поэтому «открытость» и «доверие» обычно используются как синонимы.

Уместность доверия и открытости

Готовность и умение защитить дает ощущение доверия
Готовность и умение защитить дает ощущение доверия

Доверие и открытость — важнейшие вещи для строительства близких и теплых отношений, но бездумно доверять всем и вся — глупо. Люди встречаются разные, наше окружение не всегда самое дружественное, и если у человека головы на плечах нет, и он собирается доверять не глядя всем вокруг, то ничего, кроме хлопот, он себе не наживет. Кроме умения доверять, требуется еще умение разбираться в людях. См.

Доверие и уровень взрослости

Для людей разного уровня взрослости доверие будет иметь существенно разное содержание. Для переживательной личности доверие — это состояние, когда рядом с другим человеком нет страхов. Для деятельной личности доверие — возможность​ дать человеку ту или иную работу, нагрузку, с уверенностью что он с этим справится.

Возможность — это то, что возможно (разрешено) согласно физическим законам, хотя бы теоретически. Зона наших возможностей очень широка (ходить на руках, стоять на голове, слетать в космос и т.д.)
Способность — это та возможность, в которую мы верим как в реальное. Основные противопоставления: возможность — необходимость. Можно и надо. Проблема — возможность. В категории проблем мыслят люди с негативным мышлением, в категории возможности — с позитивным мышлением.

Кому доверять?

Боятся доверять те, у кого много страхов.
Боятся доверять те, у кого много страхов.

Человеку скорее стоит доверять, если:

  • он человек порядочный,
  • ему выгодно вас поддерживать и не выгодно вас кидать,
  • если ваше доверие может вызвать его доверие к вам и наладить добрые отношения.

Стоит задуматься, доверять ли человеку, если:

  • порядочность этого человека под вопросом,
  • ему выгоднее не думать о ваших интересах,
  • этот человек сам мало кому доверяет,
  • если вы чувствуете неискренность. Однако тут все сложнее... Смотри Искренность и доверие

Как развивать доверие к людям?

Доверие к миру — самое общее, базовое доверие. Практически совпадает с уверенностью в себе.
Доверие к миру — самое общее, базовое доверие. Практически совпадает с уверенностью в себе.

Достаточно типовая ситуация, когда люди боятся окружающих, не доверяют окружающим без серьезных на то причин.

Тренинговая группа, первое занятие. Люди смотрят друг на друга — каждый боится каждого. Боятся заговорить, боятся подойти, сидят отдельно, молчат, держутся формально. Вместо доверия — страхи. Впрочем, пройдет одно или два занятия, и все начнут дружить и доверять друг другу, и будут от этого довольны и счастливы. Доверять — лучше!

Что помогает человеку начать относиться к окружающим с большим доверием?

  • атмосфера безопасности
  • система безопасности
  • наличие островков безопасности
  • совместная деятельность
  • готовность к политике доверия

Что делать, чтобы доверяли нам?

Смотри Доверие и внимание на себя

  • Доверие
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Доверие и внимание на себя
Если внимание направлено на себя, а не на другого, то мы не даем другому нужного ему внимания. Он поделился чем-то для себя важным, а мы на это отреагировали формально, думая о своем и переведя разговор на свое. Итого - через некоторое время он перестанет нам открываться. А перестанет открываться - мы почувствуем его закрытость и придем к выводу, что у нас нет доверия. И укрепимся в позиции, что с ним о важном и внутреннем говорить нельзя. Разговоры становятся формальными - люди отдаляются. И расходятся…
01 янв. 2006 г.
Искренность и доверие
Если человек говорит запинаясь, кривит лицо, прячет глаза, у него рассогласован язык тела и содержание речи, то есть его речь искренней назвать никак нельзя — правда ли, что ему нельзя доверять? 
01 окт. 2022 г.
Как перестать ненавидеть
Часто именно понимание ничтожности причины помогает человеку престать ненавидеть.
09 февр. 2016 г.
Как правильно делегировать задачи сотрудникам?
Делегирование — умение и привычка передавать часть дел, прав и обязанностей сотрудникам и подчиненным.
01 окт. 2022 г.
Переживательная и деятельная личность
За чей счет осуществляется забота: за свой или за чужой?
01 янв. 2006 г.
Внимание
Если мы будем реагировать на все сигналы, приходящие к нам извне, наше поведение будет хаотичным.