Детям о любви — на понятном языке
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Вот так это можно начать объяснять детям — предположим, с ними разговариваю я, их папа.
Любовь состоит из трех частей: из заботы, радости и внимания. Если мама о нас заботится, нас всех кормит, стирает и гладит вам одежду, она нас любит. А вот бабушке труднее о нас заботится, о ней мы уже сами должны позаботиться, но какое у нее лицо, когда вы к ней приезжаете? Радостное? — да. Это значит, что она вас любит.
Так же если вы что-то хорошее делаете для бабушки, вы ее любите. Что вы уже хорошего делали для бабушки?
Тут дети с удовольствием хвалятся. Дайте им эту радость!
Вы чудесные, молодцы! И делали для бабушки все это с радостью? (Да!) — Значит, вы бабушку любите.
А кто с большей радостью делал бабушке пирожки: ты или ты? Так... (немного поднапрягли)
А когда вы поссорились и перестали делать пирожки — вы бабушку любили? (Любили!) Неправда! В это время вы о ней позабыли. А третья часть любви — это о помнить о том, кого любишь. Если какая-то мама села за компьютер, увлеклась и забыла детям вовремя сделать ужин — такая мама не самая хорошая. Хорошая мама о главном помнит всегда. Согласны? Так и вы: пока вы делали пирожки, вы о бабушке думали. А как начали ссориться, вы отвлеклись на свою ссору. Так бывает. А когда отвлекся, то уже и не любишь. А сколько времени вы умеете что-то делать и не отвлекаться?
И тут разговор можно увести уже к другой теме. Сразу много грузить детей такой непростой темой — не стоит. Не торопитесь. Вернитесь к этом разговору попозже, через пару часов или завтра, за каким-нибудь чаем или когда с ними куда-то идете.
Так, у меня к вам вопрос: кто что запомнил про любовь? Что это такое?
Рассказывают...
А теперь рассказывайте, как вы любите маму! Кто больше любит маму? (Тянут руки: Я! Я!). Ну, доказывайте, что вы больше любите. (Спорят). Хорошо. А теперь кто ответит быстрее: кого вы еще любите, кроме мамы? (бабушку! Папу! Тетю Любу! Маргариту Петровну! Дядю Костю! Костика!). Молодцы! И проверка памяти: кто из вас сможет повторить, кого вы назвали и в каком порядке вы называли?
Как-то по памяти восстанавливают.
Как вы думаете, кого больше любят, называют чаще в начале или где-то уже в конце? (Чаще в начале). Правильно. А теперь, внимание, вопрос для самых умных. Кто у нас умный? А кто очень умный? А самые-самые? Договоримся: если вопрос будет трудный и ответить вам будет трудно, это не страшно, да? Тогда — внимание — вопрос: «А вот пройдет несколько лет, вы повзрослеете и поумнеете... Вы еще поумнеете, как вы думаете? (да!) Я тоже так думаю. Ну так вот, когда вы повзрослеете, в каком порядке вы будете называть тех, кого вы любите?»
Пусть подумают...
Сейчас, после мамы, вы первыми назвали Бабушку, Папу, потом Тетю Любу и так далее — вы помните. А через несколько лет: кого и в каком порядке вы должны будете уже называть? Когда вы поумнеете и повзрослеете? Что-то изменится у вас?
Думают, гадают... Задумываются... Хорошо, через какое-то время стоит им подсказать, что в их списке не хватает — друг друга!
Верно, ведь когда вы повзрослеете и поумнеете, вы будете реже ссориться, станете чаще помогать друг другу и защищать друг друга. Согласны? Будете помогать друг другу, защищать друг друга? Умные и взрослые это делают всегда. А как вы думаете, кто из вас быстрее поумнеет и повзрослеет? (...) Вы все молодцы!
В следующий раз за столом пусть они расскажут все, что они поняли из этого разговора. И тогда можно добавить еще одну тему: А там все равно еще одного человека не хватало, кого вы должны были назвать... (Кого?) Подумайте! (Гадают). Со всеми их добавками стоит согласиться, но в конце сказать: Вы там не назвали себя.
...
Вопрос: о себе заботиться нужно? Утром себе штаны надеть, а не без порток по квартире гонять? Шнурки себе завязывать, а не бабушку для этого звать? А когда сам о себе заботишься, лицо должно быть довольное или кислое? (Завязывается интересное обсуждение, что такое любовь к себе).
Возможные развороты разговора дальше:
В прошлый раз я спрашивал, кого вы любите. Сегодня конкурс — что вы любите! Кто назовет больше? (Шум, гам, кричат много). Отлично! А теперь — а что любит бабушка? А что мама? А что я люблю? (Пусть подумают. И отвлечение это полезное перед трудным вопросом). А теперь повторите свои списки, что вы любите, но по порядку: вначале что вы больше всего любите, потом что поменьше любите, потом еще поменьше... (С удовольствием рассказывают).
Внимание, а теперь задание для продвинутых: у вас есть список, КОГО вы любите (маму, бабушку, папу, тетю Любу...) и ЧТО вы любите (тут их любимые игры, телевизионные передачи, мультики и много чего другого). Сделайте общий список: что будет на первом месте: мама или мультики? (Иногда говорят мама! иногда задумываются. Далее говорить только веселым, легким голосом):
Помнишь, ты сидел за телеком, а мама попросила тебя помочь ей собрать на стол. Ты ей помог, помнишь? (Да, я маме помог!). Верно, но лицо у тебя было радостное, когда к тебе мама обратилась? (Нет, не радостное. Но там же шел мультик!) — Верно, так и бывает. В это время ты маму тоже любил, но мультик в этот момент ты любил больше. Так? Не так? (Улыбнуться, рассмеяться...)
Дальше тема о любви может двигаться еще ко многим важнейшим пунктам — наметьте их сами. Вот еще один интересный поворот:
Так, дорогие мои, а бывает ли, что вы не любите маму? Я думаю, что бывает. А вы как думаете? (Соглашаются). Вчера это в какой момент было? (тут по разному). Да, маму любить нам всем нужно учиться. Как вы думаете, что нам сегодня поэтому для мамы нужно сделать? (начинается дружный мозговой штурм).
Предлагаю в комментариях писать свои варианты разговора с детьми. Успехов и любви нам!