Академическая психология
Академическая психология — это система теорий, методов и исследований, признанная большинством научного сообщества и утвержденная в качестве эталона экспертным сообществом государственной академии или другой научной специализированной отраслевой головной организацией. См.→
Академическая психология в первую очередь — фундаментальная наука, наука не ради практических приложений, а ради чистой науки. Как фундаментальная наука, академическая психология:
- занимается в первую очередь исследованием, изучением тех или иных закономерностей (закономерностей развития и функционирования психики, закономерностей взаимодействия людей и пр.),
- создает в методологическую базу для других областей психологии (экспериментальной, прикладной, практической) и смежных наук: педагогики, валеологии, этологии, акмеологии и других. См.→
В меньшей степени, но академическая наука занимается и прикладными исследованиями, транслирующими научные достижения в практику. См.→
Признаки академизма
Академическая психология — это лица и их публикации. Академик, член-корреспонт, доктор наук, ну ладно кандидат — лицо признанное, значит у него академическая психология.
Академические публикации имеют следующие признаки:
- где напечатана статья.
Если в Ваковском сборнике — академическая, опубликована в популярном издании либо просто в Интернете — скорее нет.
- обязательность ссылок на авторитетные лица и источники.
Как правило, на те же ваковские сборники и журналы.
- Особый, академический язык.
Это не обязательно научный язык, но язык обычно высокий и сложный, не допускающий просторечия, с большим количеством номинализаций.
Психология академическая и нет
Академическая психология печатается в специальных журналах, в ней важны авторитетные ссылки, возможность защиты диссертаций и другие статусные моменты. Не академическая психология — не принятая в академическую среду или не стремящаяся туда попадать. См.→
Академическая и естественно-научная психология
Академическая психология — не обязательно строго научная психология, по крайней мере кроме естественно-научного, в ней широко представлен и гуманитарный подход (см.→). В целом, в отличие от строго научного подхода, академическая психология не требует строгого определений понятий и допускает размышления, не проверяемые в научном эксперименте.
Академическая и практическая психология
В силу тяготения к фундаментальности академическая наука противопоставляется прикладной, практической психологии. Академической психологии присущ широкий культурный кругозор, глубокий методологический анализ, видение тенденций. С другой стороны, характерна оторванность от практики и неготовность отвечать на запросы обычных людей.
Задачи практической помощи, практического обучения либо развития выходят за рамки академической психологии. Ими занимается педагогика и практическая психология. См.→