Воспитательные подходы и технологии

01 января 2013 г. в 12:21

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

 

Когда начинать воспитание? С одной стороны — чем раньше, тем лучше: «Чтобы мальчик стал джентльменом — его дедушка должен быть им». С другой стороны, воспитание — настолько ответственный предмет, что едва ли тут можно торопиться. Скорее, тут стоит много раз подумать, прежде чем что-то предпринимать.

Действительно, воспитывать ребенка — это как? Как в любом сложном деле, в деле воспитания ребенка есть свои подходы и принципы, стратегии и тактики, методы и приемы. И, как в любом сложном деле, вся эта наука «обычному пользователю» недоступна, точнее, осваивать ее нужно очень поэтапно, от простого к сложному.

Первый этап — воспитание себя. Второй этап — управление ребенком. И только третий этап — воспитание детей. См.→

Методы воспитания нужно подбирать «под рост» родителей. Пока родители дикие, их попытки воспитывать детей обычно приводят только к негативным последствиям, и таким родителям, если они действительно хотят добра детям (да и себе), лучше заняться воспитанием себя и поменьше приставать к детям. Традиционные рекомендации «старайтесь понимать детей», «разговаривайте с детьми», «учитесь слушать детей», «просто дружите с детьми» — вполне разумны, поскольку отвлекают таких неумелых родителей от воспитательного процесса, к которому они по факту неспособны, и ориентируют на вполне полезные дела, которые помогают и им самим, и их детям.

Итак, если вы не большой специалист в воспитании детей, то для начала займитесь самовоспитанием и по возможности не трогайте детей, не мешайте им жить. По мере успехов и жизненных нужд постепенно переходите ко все более активному управлению детьми. А когда детьми у вас станут послушными, вы уже можете их воспитывать. И даже как-то отвечать за результаты собственного воспитания.

Типы воспитания, модели воспитания

Говоря о типах воспитания, в первую очередь пишут о таких типах, как потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Это наиболее распространенные 6 типов воспитания. Более широкий список из 10 типов, это: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи. См.→

Достаточно очевидно, что это все типы проблемного воспитания. Это не то, что родители выбирают, это то. что у проблемных родителей получается. Нередко пишут, что этим типам проблемного воспитания противостоит авторитетное воспитание: комбинация теплоты и относительно строгого контроля за ребенком, однако такого контроля, который понятен ребенку и осуществляется четко и последовательно, так что дети знают, чего им ждать, если они нарушили установленные родителями правила. То есть проблемных типов воспитания много, а правильное воспитание — одно: «авторитетное воспитание». Так ли это? К сожалению, это не так.

Те (редкие) родители, которые к воспитанию подходят осознанно, которые думают о воспитании детей, которые выбирают, подбирают под себя и под ребенка свой стиль и способ воспитания — также стоят перед выбором. Осознанное воспитание — это не одна, а разные модели воспитания, каждая из которых имеет свои особенности, свои плюсы и минусы. Не очевидно, что жесткое воспитание не может быть осознанным и когда-то адекватным выбором, многих родителей привлекает модель естественного воспитания с практически отсутствием социальных запретов, но даже относительно свободное воспитание с разумными ограничениями может быть в разной степени директивным. А как — правильно? Мы можем предложить свое описание основных моделей воспитания и свои комментарии. Надеемся. что наши лучшие в мире читатели сделают свой. самый правильный выбор!

Принципы и подходы в воспитании детей

Свои принципы и подходы у мужчин и женщин, в разных культурах и традициях, все это зависит от целей воспитания и общей жизненной философии, плюс всегда нужно учитывать особенности возраста. Значит, нужно разбираться! См.

Тактики и методы воспитания

Тактики и арсенал методов — это преимущественно мужской подход. Женщины не склонны мыслить в этом ключе, они воспитывают ребенка в первую очередь своим отношением к нему. Однако мыслить иногда и по-мужски — вещь полезная. См.→

Ребенок: развитие, воспитание, перевоспитание, управление

Это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста! См.

Файлы:
  • Технологии воспитания ребенка
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

03 февр. 2014 г.
Модели воспитания: запреты и предписания
Модели воспитания — это стабильные отношения между старшими и младшими.
01 янв. 2010 г.
Принципы и подходы в воспитании детей
Воспитывая ребенка, нужно иметь в виду, что ребенок - активный и живой, и в большей степени решает свои задачи, нежели воспитывается нами.
01 окт. 2022 г.
Ребенок: развитие, воспитание, перевоспитание, управление
Воспитание ребенка, перевоспитание ребенка, управление ребенком — это совсем разные задачи и существенно различные методы. Поймите, что вам нужно, и не путайте пожалуйста!
01 янв. 2002 г.
Воспитание детей
Если детей не воспитывать, они так или иначе воспитаются сами, но с каждым поколением уровень будет немного ниже. 
01 июл. 2012 г.
Воспитание, которого лучше бы не было: типы проблемного воспитания
Типы воспитания определяются следующими чертами родительского поведения. Первая — любовь и теплота. Теплое или холодное отношение родителя к ребенку влияет на многие стороны воспитания детей; ряд исследований доказывает его важность для формирования детского поведения. 
01 янв. 2010 г.
Воспитать в себе воспитателя
Рано или поздно воспитывать детей приходится, по крайней мере нужно удерживать детей от того, что элементарно опасно для них или или окружащих.
19 июн. 2014 г.
Жить душой ребенка
«Где твоя душа?» — один из самых простых вопросов, отвечающих на вопрос: «Кого ты любишь?».