Жить душой ребенка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
«Где твоя душа?» — один из самых простых вопросов, отвечающих на вопрос: «Кого ты любишь?». Если твоя душа — в твоих делах, ты думаешь в первую очередь и при любой возможности о них, о работе и делах — ты любишь в первую очередь работу. А своих детей — после работы. Если ты думаешь в первую очередь о детях, именно о них вспоминаешь при любом удобном случае — значит, ты любишь в первую очередь своих детей.
Учитывая, что большинство мужчин действительно ставят работу по приоритетам выше, чем семью и детей, можно согласиться с тем, что жить душой ребенка — это преимущественно женский способ жизни.
Но жить душой ребенка может быть не только способом жизни, но и стилем воспитания. Многие мужчины на самом деле очень любят своих детей, заботятся о них и много думают о их воспитании, но думают об этом — по-взрослому и по-мужски. Не по детски.
Дано — ребенок. Задано — воспитать из него человека. Имеющиеся технологии — следующие... План работы — таков...
Прекрасный подход, но в нем иногда не хватает углубленного понимания детских особенностей и детской души. То, что кажется понятным и очевидным взрослому, может быть совсем не понятным ребенку. Ребенок не умеет то, что умеем мы, взрослые, у него другие желания, он хорошо знает, что такое его Хочу и обычно плохо понимает, что такое Надо. Дети любят вредный Спрайт и не любят делать работу над ошибками... Если этого не понимать, если относиться к ребенку как к недоделанному взрослому, ребенок может закрыться, и ваше «воспитание» будет топорным и неадекватным.
О важности этого писал Ш. Амонашвили: воспитателю обязательно «проживать в ребенке детство», не бояться расслабиться и «включить» ребенка, сидящего у вас внутри — тогда все проблемы и вопросы, с которым сталкивается ребенок, вам становятся доступными и понятными с детской точки зрения. Тогда вам открывается способ, при помощи которого можно сделать доступными для ребенка «взрослые» вещи.
Также, исследования показали, что главная и практически единственная черта, делающая студента в будущем хорошим детским психологом — это то, помнит ли студент сам свое детство, не потерял ли он в себе детские воспоминания и детские черты. Если в студенте его детство живет — он с ребенком контакт всегда найдет. Если он свое детство забыл, детство свое потерял — он может быть мудрым педагогом, но естественный контакт с ребенком для него затруднен.
Однако тут есть тонкая грань: если детские особенности понимать настолько, что процессом взаимодействия начинают управлять уже не взрослые, а дети, диктуя родителям свои особенности и настаивая, что родители должны их учитывать (читай — им подчиняться), то «жить душой ребенка» превращается в «жить под властью ребенка». Если родители верят в позитивное начало своих детей, их это вполне устраивает и превращается в официальную идеологию «Я своих детей не воспитываю, я с ними — живу!»
Вот, например, философия одной мамы, выражающей позицию многих мам: «Я мама двоих детишек. К своим 26-ти годам поняла наверняка: ребенок уже с первого своего дня жизни — личность. С самого рождения ребенок чувствует и физический и душевный (дис-)комфорт. Мы — мамы и папы — даны ему не для того, чтобы «воспитывать» его. Порой дети сами нас (пере-)воспитывают. Мы для своих детей — зеркало, зеркало их чувств. Именно родителям (или в первую очередь родителям) дано научить детей понимать и выражать свои чувства. А это так важно и для взрослого, и для ребенка — уметь понимать себя, знать, чего ты хочешь, и в конечном счете — просто для счастья!»
Как относиться к такому подходу? Иногда это допустимо и даже мудро, иногда — слабо и плохо. Если родители сами живут криво и одновременно с этим пытаются (так же криво) воспитывать своих детей, то у детей две неприятности: такие родители и то, что они их воспитывают. Если родители живут сами кое-как и им не до детей, не до их воспитания, это бывает по-своему неплохо. Да, ничему не учат, но хотя бы и жить не мешают.
Если родители толковые, сами живут светло и красиво, и воспитывают детей не словами и поучениями, а примером своей жизни, своим отношением к жизни и к людям — это мудрые и аккуратные родители, бережно относящиеся к своим детям. Однако если родители не только сами живут светло, умно и красиво, но и уверенно чувствуют себя как педагоги, умеют воспитывать своих детей и хотят отвечать за результаты своего воспитания, идеология «Я детей не воспитываю, я с ними живу» уже им не подходит. Она им не по росту, такие могут и уже должны ставить более серьезные задачи.