Воспитание и восприятие своих особенностей
Едва ли есть что-то, что можно объективно считать своим достоинством или недостатком. В африканских племенах самыми красивыми считаются самые толстые девушки, в Европе полнота и худоба девушки — такой же предмет моды, как расцветки платьев. Восприятие своих особенностей зависит в первую очередь от той культуры, в которой мы были воспитаны.
Видение в себе преимущественно недостатков или достоинств зависит:
- от культуры, окружающей человека. Современной российской культуре присущ негативизм, в связи с этим большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. См.→
- от характера вероисповедания. Протестантизм чаще формирует положительное отношение к себе, православие — отрицательное, считая веру в свои силы проявлением гордыни. (Если это не так, прошу поправить).
- от особенностей семейного, дворового и школьного воспитания.
- от возраста. Дети не задумываются о своих достоинствах и недостатках, для юношеского возраста характерны перепады переоценки своих сил, качеств и достоинств — и полное неверие в себя, видение себя дураком (дурой) и уродом (уродкой).
- от индивидуальной самооценки, отношения к себе. Когда себя не любишь — тогда и видишь в первую очередь свои недостатки.
- от индивидульного мировосприятия. Тот, кто во всем привык видеть гадости, видит аналогичный негатив и в себе.
Отмечание преимущественно своих недостатков — проявление отрицательного отношения к себе и негативного мировосприятия в целом. Преобладающее, активное, стабильное видение в себе в первую очередь своих недостатков — проявление негативизма к самому себе.
Перспектива развития
Полезно приучить себя к следующей позиции: «Недостатков у нас нет. У нас есть особенности — и достоинства!» См.→