Православие

01 октября 2022 г. в 21:42

Православие, как система взглядов на природу человека, формирует в человеке определенные взгляды на жизнь, отношение к себе и к людям.

А именно, для людей с православными взглядами обычно характерна тяга к соборности (все вместе), уважение к власти, устремление к правде, приоритет духовных устремлений над желаниями тела, воспитание в себе благодарности и любви к окружающим, при этом ощущение своей грешности, негативное отношение к вере в свои силы (гордыня), негативное отношение к деньгам и богатству, склонность полагаться на волю Божью.

При этом нельзя утверждать, что православие формирует отрицательное отношения к себе. Напоминая, что человек сотворен по образу Божию (Быт.1, 26) и призван к обожению, богоуподоблению, православие провозглашает несравненное достоинство и ценность человеческой личности, предназначенной существовать не только в соединении с Богом как Источником Жизни, Блага, Истины, но и возвеличить все творение. Православие подчеркивает величие таких человеческих качеств, как бессмертие, свобода, разум, стремление к истине и добру и пр., вплоть до признания достоинств человеческого тела.

Подробнее об этом см., например у Св. Григория Паламы, Григория Нисского, Василия Великого, Максима Исповедника и многих других. Если самих Отцов найти затруднительно, можно просмотреть "Догматическое богословие" архим. Алипия и Исаии.

Кроме того, вероучительная истина в Воплощении Второго Лица Св. Троицы и соединении в Личности Иисуса Христа двух природ, - Божественной и человеческой, - еще более возвышает человека.

Что касается "отрицательного отношения", то Православие учит, что полезно отличать человека от того греха, который в нем живет, то есть мешает человеку быть человеку и может сделать его скотоподобным или демоноподобным. В православном понимании (в отличие от западного) грех есть болезненная рана, которую человек наносит своей душе. Православие предлагает исцеление и возвращение личности к своему богоподобному достоинству. См.

Православие о свободе и вершине развития личности

По взглядам православных философов, свобода не есть данность, а есть заданность, свободу ребенок приобретает в конце воспитания. Одна из задач воспитания как раз в том и состоит, чтобы развить дар свободы. Если дар свободы приобретён, то на этом задача воспитания кончается (Н.Н. Афанасьев).

Православно ориентированным философам и психологам во взгляде на задачи развития личности ближе представление не о гармонически развитой, а о иерархически развитой личности.

"В современной педагогике существует понятие о гармоничном строении личности, для достижения которого достаточно лишь равномерное развитие всех сторон личности. Однако, наряду с понятием о гармоническом строении личности, существует и другое понятие – о иерархическом строении личности, ведущее к совершенно другому построению педагогогики (Н.Н. Афанасьев)".

Православие и светская психология

Православие в некоторых позициях расходится со светской психологией. Это касается и взглядов на семейную жизнь ("жена да убоится мужа своего"), отношения к половой жизни до брака, возможность решать свои душевные проблемы с помощью позитивного отношения к себе.

С форума Синтона: "Заставлял ее делать упражнения из синтона: благодарности, достоинства, держать спинку и осанку. Она твердила, что нужно унижаться и унижать себя, что гордыня это грех". 

При этом нужно учитывать, что внутри самой светской психологии много различных направлений, и во взглядах на направленность развития личности к православию ближе всего синтон-подход, где предлагается воспитывать не гармонически развитую, а иерархически развитую личность. См.

  • Религия

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.
Аскетизм
Аскетизм — учение об ограничении, воздержании, подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого учения.
01 окт. 2022 г.
Грех
Слово грех - перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех и есть несоответствие человека цели своего существования, неправильное осуществление человеческой природы или противоестественная деятельность. Существует известное изречение Святого Августина, что «грех есть совершение таких поступков, о коих человеку известно, что они запрещены, и от коих он волен воздержаться».
01 янв. 2010 г.
Особенности российской культуры
Об особенностях российской культуры можно говорить только конкретно, сравнивая ее с культурами известных соседей ближнего и дальнего зарубежья.
01 окт. 2022 г.
Православная психология
Православная (святоотеческая) психология анализирует психологию страстей греховных, наклонности к ним, виды их проявлений, корни их и происхождение, научает пастырей быть лекарями грехов и пороков кающихся, наглядно-убедительно приводит к покаянию, которое не есть осознание наименованиями греха священнику на исповеди, но есть жительство, перерождение сердца с принесением плодов осознания греха.
01 окт. 2022 г.
Православное воспитание
​Православное воспитание имеет свои особенности. Старшие дети помогают младшим, привыкая к деятельной любви и вниманию. Все у детей общее, завистники же, жадины, ябеды - менее всего в почете! Воспитание строгое, от своеволия (Мне хочется, я хочу, я не хочу!..) детей отучают: "Если обратиться к уходящему крестьянскому русскому быту или к опыту современных многодетных семей (а они, как правило, православные), то там дело воспитания поставлено лучше всего.
01 окт. 2022 г.
Развитая личность на пути Служения
Развитая личность, выполняющая свои задачи перед чем-то для нее Высшим (семьей, обществом или хотя бы бизнесом, в религиозно-ориентированном подходе - перед Богом), строит себя как иерархически развитая личность. Иерархически развитая личность является идеалом развития для реалистического, социально-ориентированного подхода. Другой сильной альтернативой иерархически развитой личности является гармонически развитая личность.