Виды восприятия
Восприятие бывает первичным и вторичным, произвольным (управляемым) и нет, личным и социальным. Есть и много других различений, характеризующих процесс восприятия: субъективность восприятия, модальности восприятия и пр.
Первичное и вторичное восприятие
Первичное восприятие формирует образ, картину ситуации на основе обработки ощущений от органов чувств. Другое название первичного восприятия — внешние чувства. Вторичное восприятие создает представление о происходящем на основе самой разнообразной информации, включая не только собственные ощущения, но и воспоминания, фантазии, рассказы окружающих и все что угодно другое.
Личное и социальное восприятие
Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.
Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями. См.→
Объемность восприятия
Если человек смотрит на происходящее только из одной точки зрения, его точка зрения одностороння. Если с разных позиций — его восприятие объемно. Если он, глядя, видит только то, что ожидает видит или видеть ему положено, говорят о том, что у него плоское восприятие. См.→
Модальности восприятия
Так же, восприятие отличается по модальности (визуал, аудиал, кинестетик, дигитал), в зависимости от используемого канала восприятия и последующей переработке в той или иной репрезентативной системе. Смотри Репрезентативная система, канал восприятия и модальность
Произвольность (управляемость) восприятия
Как правило, первичное восприятие полностью непроизвольная функция. Научиться воспринимать либо не воспринимать что-либо теоретически можно, практически очень сложно и мало когда востребовано.
Субъективность восприятия
В восприятии всегда, хотя и в разной степени, присутствует момент субъективности: то, что человек видит, зависит не только от того, что перед ним находится на самом деле, объективно, а еще и того, что это за человек, каков его прошлый опыт, привычки, страхи и надежды, в каком он настроении. Основные моменты, определяющие субъективность восприятия, это используемые шаблоны, ценностная избирательность, воображение и интерпретация, позиции восприятия, гендерные особенности. См.→
Живое, обдуманное — и пассивное, шаблонное восприятие
Восприятие может быть более и менее внимательным — мельком, живым, а не шаблонным и осознанным, обдуманным (а не рефлекторным).
Необдуманное (пассивное) восприятие — картинки постоянно сменяют друг друга, непрерывным потоком проходя через наше сознание. Они нам привычны и не очень важны — чего о них думать?
Мы видим мир целостным круглые сутки — а не только когда нам это нужно. У детей — чаще состояние живого и обдуманного восприятия — ведь вокруг так много нового!
Апперцепция
Когда мы обратили внимание и поняли, что увидели — такое восприятие называется апперцепцией. Что поняли — это уже вопрос второй. Разные люди разные ситуации трактуют очень по-разному.
Если в Болгарии вы кивнете — болгары подумают, что вы сказали нет…