ВАК, репрезентативная система

01 октября 2022 г. в 21:52

Репрезентативная (репрезентация — это повторное воспроизведение виденного, слышанного, прочувствованного) система — преимущественный способ обработки, хранения и повторного воспроизведения ранее полученной информации. ВАК — аббревиатура, обозначающая основные сенсорные репрезентативные системы: Визуальные, Аудиальные и Кинестетические. Вместе — ВАК.

Репрезентативная система — практически синоним понятиям модальность и каналы восприятия, хотя между ними есть некоторые отличия. Понятие Репрезентативная система часто используется в НЛП, см.→

Синтон

 

Визуальная репрезентативная система опирается, в основном, на зрительные образы, аудиальная — на слуховые образы, кинестетическая — на телесные ощущения. Это — основные системы.

В качестве дополнительных иногда выделяются олфакторная (обоняние) и густаторная (вкус) системы, однако они очень слабо распространены и обычно рассматриваются как элементы кинестетической репрезентативной системы. Иногда дополнительно выделяют аудиально-тональную систему, в ведении которой звуки и тональные последовательности, и рационально-понятийную систему, характерную для рационала. Выделение понятийной репрезентативной системы, опирающейся на логическое осмысление сигналов остальных систем — спорно, т.к. в этой системе входящие сигналы уже прошли первичную обработку.

Зачем и кому для жизни нужно знать об этих репрезентативных системах? Если в общении с партнером вы обращаетесь ко всем трем его репрезентативным системам, это дает наибольшую сенсорную убедительность от ваших слов. Когда он как будто видит то, что вы хотите ему показать, слышит то, что вы ему говорите, практически чувствует то, что вы хотите ему донести.

При наличии выбора люди чаще употребляют слова, соответствующие их репрезентативной системе.

  • Визуал: «Ваша позиция выглядит правильной», «ваша правота очевидна», «я вижу в ваших словах истину»
  • Аудиал: «Звучит похоже на правду»,
  • Кинестетик: «Я чувствую, что Вы правы», «в ваших словах ощущается истина»
  • Рационал: «Я думаю, Вы правы», «вы безусловно правы».

Примером использования особенностей репрезентативных систем могут являться методы снижения критичности восприятия субъекта путем употребления слов, соответствующих его репрезентативной системе (напр: «взгляните на эти данные, в них можно усмотреть очевидную необходимость дополнительных инвестиций») или же целенаправленное заострение внимания собеседника путем использования наиболее чуждых его репрезентативной системе слов.

Ведущая система (чаще всего она же и первичная) запускает внутреннюю стратегию, в референтной приходит ответ. Смотри Ведущая и референтная система

Направление развития

Полезно разрабатывать те репрезентативные системы, которые у вас работают хуже (признак — вы ими реже пользуетесь), и наводить мосты между используемыми вами Р.С. 

Когда мы налаживаем мосты между нашими репрезентативными системами, тогда мир мы воспринимаем более ярче и красочней, более звучно и более терпко.... Как?

Визуальная === «Корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная === «Мычащая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Кинестетическая === «Теплая корова выглянула из-за угла»

Визуальная+Аудиальная+Кинестетическая === «Мычащая корова медленно погружается в хрустящий снег»

Обычно картинки очень быстро появляются и изчезают. Если добавить кинестетику, картинки дольше остаются на экране.

Файлы:
  • ВАК
  • Классификация НЛП

Комментарии (0):

Материалы по теме:

20 дек. 2017 г.
5-дневный интенсив по развитию модальностей
Каждый из нас воспринимает информацию через все каналы восприятия, но какой-то чаще всего у большинства — преобладает. 
01 окт. 2022 г.
Репрезентативная система, каналы восприятия и модальность
Основные каналы восприятия, это визуальный канал (30% воспринимаемой информации), аудиальный канал (10% воспринимаемой информации) и кинестетический канал.
01 окт. 2022 г.
Таблица слов-предикатов (продажи)
Что предлагаете на рынке?
01 окт. 2022 г.
Вижу, слышу, ощущаю: секреты убедительной речи
Если мы говорим не на том языке, который наиболее понятен нашему собеседнику, наши слова воспринимаются им как чужие и звучат не убедительно.