Субъективность восприятия
- Ценностная избирательность.
То, какой аспект происходящего мы разглядим в происшедшем, во многом зависит от наших ценностей. Смотри Центры сознания
- Используемые средства восприятия
То, что человек увидит, зависит от используемых им личностных конструктов и метафор. Смотри →
- Воображение и интерпретация.
Можно стараться увидеть реальность (осязание, цвет, звук, а также все то, что можно измерить в физичесих величинах), но чаще люди склонны сразу конструировать эмоционально насыщенную картинку происходящего - Сказку. Смотри Сказка и реальность
- Позиции восприятия.
Что и как мы увидим, зависит во многом от того, из какой позиции мы будем нечто воспринимать: шаблонно как все, с позиции личного видения и интересов, с позиции интересов партнера либо с позиции той или иной системы. Смотри Позиции восприятия
- Усвоенная культура и личный опыт.
Гром и молния для физика - атмосферные электрические разряды, для верующей бабушки - Илья Пророк на колеснице, страх Господень. При смене ориентиров и ценностей то, что казалось неприятностью, может оказаться просто нейтральным, а то и долгожданным обстоятельством.
Анекдот времен Советского Союза. Маленькая дочка спрашивает у папы: "Папа, а чем беда отличается от катастрофы?" - "Дочка, вот представь горное ущелье, над ним мост, а на мосту маленький козлик. Если козлик с мостику упал и разбился, это, конечно, беда. Но это не катастрофа. А вот если над этими горами летел и разбился самолет с членами Политбюро, это уже катастрофа. Понятно?" - "Да, я поняла! Если убился козлик, это беда, но это не катастрофа. А если разбилось Политбюро, это катастрофа. Но это - не беда!" Другие примеры: См.→
- Склонность к шаблонности восприятия.
Поскольку массовая личность пользуется в первую очередь шаблонами, то такой человек видит именно то, что он шаблонным, привычным образом уже видеть готов. Смотри Шаблонное восприятие и Эффекты социального восприятия
- Гендерные особенности
Женщины склонны в новом скорее видеть опасное, мужчины - интересное. См.→
Субъективность социального восприятия
Субъективность социального восприятия, то есть восприятие в окружении других людей и восприятие других людей, носит еще более субъективный, произвольный характер. У людям у нас больше эмоций, больше личных отношений - и восприятие их более личное, более субъективное. См.→