Упражнение «Сочиняем сказки»
Автор: Лиана Ким, педагог, педагог, консультант по детско-родительским отношениям
Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.
Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели :-).
- Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей).
- Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность.
- Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.
Все дети любят сказки, истории, любят сами придумывать истории. Когда мы вместе придумываем сказку – это наш собственный уникальный Мир. А общий Мир, только наш Общий Мир – это наша близость, сопричастность, родство душ.
Этот мир может быть чистым волшебством и фантазией, а может - в этом мире действуют герои, близкие нам на данный момент, случаются ситуации, в которых нужно преодолевать препятствия, решать какие-то задачи. И это уже – сказкотерапия.
Чем хороша сказкотерапия?
- Ребенка легко вовлечь в сочинение сказки (то есть сориентировать на решение проблемы).
- В ходе решения проблемы избегаем открытых нравоучений и давления.
- В силу «гипотетичности» сказочных происшествий, ребенок более открыт и склонен к проявлению себя (сейчас же «не о нем» речь, а значит – можно все).
- Формируется уверенность в том, что проблему всегда можно решить, что всегда есть выход.
- Сказка подспудно учит решать реальные жизненные задачи.
Какие сказки мы можем сочинить?
1 вариант. «Что вижу, то пою».
Не терапевтические, а сугубо фантазийные сказки. Вы можете просто сочинять небылицы типа «Ехал Грека через реку». Такие истории ближе к поэзии, не имеют пресловутого «сказка – ложь, да в ней намек», часто вообще не имеют смысла («бессмыслица»). Например, всем известный «Телефон» Чуковского – ну, какой там смысл? Кстати, в английской детской поэзии принцип «нонсенса» (абсурда, чепухи) встречается очень часто. «Алиса в стране чудес» – сплошная нелепица. И дети любят такие произведения!
Фантазийная сказка может иметь некий описательный характер, в ней нет идеи, нравоучения, а просто описание жизни как она есть (жизни листочка, муравья или реки).
2 вариант. Сказка «со смыслом».
Большинство сказок учат быть добрым и храбрым, находчивым и трудолюбивым. Это сказки, которые формируют определенные ценности и убеждения.
3 вариант. Терапевтические сказки.
Берем актуальную задачу и предлагаем (ищем вместе) различные способы ее решения. Например, прекрасный сборник «воспитательных» сказок - «Маша и Ойка» для девочек 2 – 4 лет. Сейчас существует большой выбор подобной литературы. Для примера (почувствовать на себе влияние терапевтической сказки) - Сказки от Эльфики: Ютуб, Озон, Проза.ру. Также просьба прочесть и проанализировать две сказки Эльфики с точки зрения внушений: Наливное яблочко, Зоопарк (детям не читать!).
Как сочинять сказки для детей и с детьми?
1. Спонтанно и по наитию.
2. Оживление неживого – само по себе сказка (например, «Лен», «Ель» Андерсена).
3. На основе уже существующей сказки (замена героев, «декораций», времени и тп).
Сказки можно комбинировать (например, Маша попадает не в домик трех медведей, а в гости к трем поросятам; старик Хоттабыч появляется не у Вольки, а у нас дома). Сказки можно «дописывать» (что стало потом с Золушкой и принцем, Гарри Поттером и его семьей).
4. По шаблону.
- Время действия.
- Место действия.
- Главный герой.
- Основной противник.
- Ситуация, которую надо разрешить.
- Основное событие.
- Помощники главного героя
- Помощники основного противника.
- Развязка (торжество героя). Как правило, это победа добра над злом благодаря… смекалке/силе/смелости/отзывчивости и т.д.
5. Словесные игры. Придумайте несколько не связанных между собой слов и объедините их в одном сюжете (например, по два в каждом предложении). Так рождаются сказки – нелепицы, которые можно оставить «как есть», а можно – придумать осмысленные сюжеты.
Даже просто выразительное рассказывание сказки – это урок вчуствования и ораторского мастерства.
Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно. Сказки можно печатать (желательно, по свежим следам, пока не забыли). Можно иллюстрировать сказки готовыми картинками. Если идет обучение ребенка основам компьютерной грамотности – можно освоить программы Word, Paint, Power Point (и другие по Вашему разумению) в ходе оформления сказки. Воспользовавшись типографскими услугами, эти работы можно распечатать в виде настоящей книги. Вот такой творческий проект с ярким, красивым результатом.
Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.
К сказке можно подбирать ассоциативную музыку, сочинять стишки и песенки. Будем творить!
Комментарии (1):
В модельном агенстве задали на актёрском мастерстве написать сказку про себя, но статья ничем не помогла, как жалко. Но сама статья хорошая.