Творческое мышление
Творческое мышление - мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный - и ценный - результат.
Творческое мышление, как и любое качественное мышление, (в развернутом виде) проходит следующие этапы: возникновение темы, сбор материала, поиски решения, инсайт, оформления решения.
Возникновение темы. На этой стадии возникает чувство необходимости начать работу, чувство направленной напряженности, которая мобилизует творческие силы. Захотел. Сконцентрировался.
Сбор материала. Сбор материала, анализ ситуации, осознание проблемы, формирование образа будущего результата. На этой стадии создается интегральный целостный образ проблемной ситуации, образ того, что есть и предощущение будущего целого - образно-концептуальная или знаково-символическая модель, адекватная той ситуации, которая возникла в связи с выбором темы. Модель служит материалом («интеллигибельной материей»), в которой отыскивается ведущее противоречие, конфликт, т. е. происходит кристаллизация проблемы, подлежащей решению.
Поиски решения. Осуществляется (часто мучительная) работа над решением проблемы. Она представляет собой причудливую смесь осознаваемых и неосознаваемых усилий: проблема не отпускает. Возникает ощущение, что проблема меня захватила. Результатом такой предваряющей решение работы может быть не только создание, проверка и отвержение гипотез, но также и создание специальных средств для решения проблемы.
Инсайт: возникновение идеи решения (инсайт). Природа этой стадии остается неясной, ясно только, что инсайт нужно схватить и не забыть. Иногда мы можем попасть в состояние, когда инсайт идет за инсайтом: в жизни это называется вдохновением, в науке чаще творческим потоком. Как создавать и поддерживать такое состояние, см.→
Оформление решения. Исполнительная, по сути, техническая стадия, не требующая особых пояснений. Она часто весьма трудоемка, когда для решения нет соответствующего аппарата. Как указывал И. Ньютон, когда задача понята, приведена к известному типу, применение определенной формулы не требует труда. Это делает за нас математика.
Что способствует поиску решения?
- Состояние легкости, уверенности в успехе, желание фантазировать и придумывать: творческое состояние. В данном случае полезное умение - умение снижать критическое отношение к мыслительному процессу, умение генерировать бред. Точнее, здесь важно умение чередовать три роли-состояния: внутренний Мечтатель, Реалист и Критик - смотри Стратегию Уолта Диснея.
- Прием "Взглянуть с новой точки зрения". Если вам нужно писать сочинение "Почему не находит счастье Евгений Онегин", а никаких толковых мыслей нет, спросите себя, что бы на эту тему сказали: ваша подруга, мама, папа, бабушка... Начинаете слышать их голоса, а дальше их этого можно найти даже что-то толковое. Близко к этому - игра на развитие творческого мышления "Скрепка": "На что это похоже, как это можно использовать?"