Лучшие сказки – наши и от души

01 октября 2022 г., 21:35

Автор: Лиана Ким, педагог, педагог, консультант по детско-родительским отношениям

Все дети любят сказки! И взрослые, на самом деле, тоже любят сказки. Но чтобы сказка появилась на свет, ее вначале нужно сочинить, и, когда мы сочиняем сказки, мы становимся сказочниками. А зачем же сказочники сочиняют сказки? По-разному. Кто-то просто самовыражается, кто-то это ценит как вид творчества, а мы, когда сочиняем на «Ступеньках​» сказки для детей и с детьми, преследуем еще и прагматичные цели. Во-первых, мы развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей). Во-вторых, в наших умных сказках (терапевтических сказках) мы через метафору сказки осуществляем полезные внушения, либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями. В любом случае с помощью интересных сказок мы укрепляем контакт с детьми через общую совместную деятельность.

Все дети любят сказки, истории, любят сами придумывать истории. Когда мы вместе придумываем сказку – это наш собственный уникальный Мир. А общий Мир, причем только наш Общий Мир – это наша близость, сопричастность, родство душ.

Сегодня вашему вниманию – творчество участников программы «Ступеньки».

Вот сказка «Мышенька и ее папа» от Карлыгаш:

«Однажды Мышенька поссорилась со своим папой. Он запрещал ей и ее братику выходить на большую тропу, которая проходила за лужайкой, где был домик Мышеньки и ее семьи. Мышенька помнила об этом, но все-таки побежала поиграть на тропе. Когда папа узнал об этом, он очень рассердился и наказал Мышеньку, запретив ей гулять целый день. Мышенька очень разозлилась на папу, нагрубила ему, убежала в свою комнату и долго плакала. Этот папа вечно недоволен! Он никогда не понимает, когда Мышеньке хочется повеселиться, и постоянно делает замечания! Какой скучный и сердитый у нее папа! И почему он не уйдет жить куда-нибудь в другой домик – без него было бы намного веселее, ведь мама не такая строгая. Мышенька злилась-злилась на папу и решила ему отомстить».

Веселая сказка-небылица от Елены в духе английской литературы –

«Жила-была звезда по имени Соня и крутилось вокруг нее 10 планет. Самыми близкими к звезде Соне была Соломенная планета, а чуть дальше Цветная. Однажды решили планеты поменяться орбитами. Каждой планете очень понравилось на новой орбите и они пригласили к себе на новоселье кометы, астероиды, позвали тучку космической пыли и все весело кружились вокруг Сони. А через несколько дней Соломенная планета решила, что раз уж она так отдалилась от Сони надо бы ей как-то помедленнее вращаться, а то как-то не серьезно оборачиваться как прежде 150 дней, надо бы хотя бы до 300 растянуть свой год».

И еще одна терапевтическая сказка от Карлыгаш:

«Каждую весну папа Мышонка готовил все необходимое для игры «Отбей мяч». Он мастерил сетчатые рогатки – это когда он находил ветку с разветвлением и натягивал между ее «рогами» сеточку из осоки. Из древесной смолы он готовил мячики. Два игрока отбивали сетчатыми рогатками мяч.

Особенно эту игру любила Мышенька. Она часто играла в нее с белочками. Мышонок, увидев, как они радуются и хохочут во время игры, решил тоже научиться.

Мышенька с удовольствием вызвалась научить его. Она сказала, что сначала нужно научиться правильно держать рогатку и махать ею. Потом надо научиться подкидывать мяч – прямо над собой высоко вверх. Мышонок же думал, что он сразу сможет играть в паре и был очень недоволен, когда узнал, что вначале нужно долго тренироваться самому – это было так скучно. Он попробовал было сразу отбить мяч, но у него не получилось даже на 10 раз. Он разозлился, бросил рогатку и ушел надувшись».

Ну, мораль очевидна – «терпение и труд все перетрут», но как?

 

Комментарии (2):

Гость, 14 октября 2013 г., 13:16
Не понравился мне пример о плохом папе из «Мышенька и ее папа» от Карлыгаш, да еще и с таким смаком описывающимся, что аж самому хочется так своего папу поназывать, а то и неудобно как-то получается, что я хорошо к нему отношусь, даже если я и не согласен с ним... Таким образом уже сызмальства мы закладываем пример, шаблон поведения, т.ч. рассказав своему ребенку эту сказку, он при подобном случае в будущем естественным образом начнет думать в том же ключе, обвиняя папу, как говорится, при первом же шухере. Я же считаю, что мы должны закладывать фундамент шаблонов правильного отношения или поведения, реагирования и т.п., не шаблоны естественной, животной реакции неприятия нужны нам - их не нужно описывать, не нужно по ним воспитывать детей, но необходимо рассказывать и описывать шаблоны доброго восприятия, реакцию взаимопонимания, пусть даже и вопреки своему несогласию с ситуацией, но научить ребенка правильно реагировать надо, например, в данном случае я бы рассказал, что Мышеньке не очень понравились советы папы, но она знала, что папа ведь ее любит, и желает ей только самого наилучшего, а потому она решила все-таки послушаться папу..., т.о. научать ребенка уважению к родителям, даже несмотря на свое внутреннее неприятие.
Лиана, 02 июля 2014 г., 22:50
Возможно ли уважение при наличии внутреннего неприятия (и непонимания)? А если описанные чувства, реакции и поведение у ребенка уже возникли - мы будем закрывать на них глаза, типа "так не бывает"? Так бывает, очень часто бывает. И если мы можем помочь детям эти чувства и поведение переосмыслить и понять - вот тогда и будет уважение и взаимопонимание. Что и случилось у Мышеньки и папы в конце сказки.

Материалы по теме:

Картинка к "Как научиться самим сочинять детские сказки?"
01 окт. 2022 г.
Как часто в детстве бабушки или мамы читали, рассказывали нам волшебные сказки. А мы слушали, и вместе с героями шли за тридевять земель в тридесятое царство, шли туда не знаю куда, перепрыгивали через огненные реки, сражались со змеем о трех головах. Проживали с героями приключения и часто хотели стать такими же смелыми, быстрыми, сообразительными как они, мечтали так же как золушка в красивом платье в карете отправиться на бал. Все это так волшебно и вместе с тем истории эти писали другие авторы, у них были свои сюжеты, свои герои, со своими характерами.
10Подробнее →
Картинка к "Как найти контакт с ребенком? Сказочные возможности! (З. Некрасова, Н. Некрасова)"
31 июл. 2014 г.
Есть простое надежное средство от многих семейных и детских проблем. Вместо ссор, поучений и наказаний просто… сочините вместе с ребенком сказку. Сказка поможет раннему развитию малыша, снимет стресс у школьника. И что самое главное – поможет наладить контакт: перекинуть мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. Где взять столько полезных сказок? В этой книге.
Картинка к "Как убрать нежелательное поведение"
01 окт. 2022 г.
Когда подкрепление больше не поступает, реакция становится все менее и менее частой; этот процесс получил название «оперантного угашения». Если задержать подачу пищи, голубь перестанет поднимать голову. В общем, когда мы выполняем поведение, которое больше «не приносит нам никакой выгоды», мы утрачиваем тенденцию повторять его. Если мы потеряли авторучку, мы все реже и реже направляем руку в карман, в котором она хранилась. Если нам не отвечают на телефонные звонки, то в конце концов мы перестаем звонить. Если пианино расстраивается, то мы все реже и реже на нем играем. Если звук нашего радиоприемника стал слишком громким или передачи стали хуже, мы перестаем его слушать.
Картинка к "Обрести уверенность в себе ребенку поможет сказка"
01 окт. 2022 г.
Маленькие дети (лет до трёх) себя обожают! Они оценивают себя на «пять с плюсом» - без ложной скромности, и абсолютно уверены: всё, что они делают, - хорошо. И это здорово, эта завышенная самооценка помогает малышу быть уверенным и довольным существом. И он не сомневается, как нужен и важен и как его любят. Так должно быть. Но вот есть у детей такая особенность: они оценивают себя через других. То есть как другие к нему относятся, таким он себя и считает. Вы сказали «хороший» - он в это верит - прекрасно. Вы сказали «плохой» - увы, тоже поверит (со временем, когда разберётся, что такое «плохо» и «хорошо»). Вот почему ребёнка желательно не критиковать, а направлять.
Картинка к "Сказкотерапия"
01 окт. 2022 г.
Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.
Картинка к "Сплетничание, сказки и психология наоборот"
01 окт. 2022 г.
Интересное качество человеческой натуры: нечаянно услышанному мы верим больше, чем сказанному открыто, в лицо! Если, к примеру, подруга говорит вам: «Как ты сегодня хорошо выглядишь», то вы, скорее всего, подумаете, что она просто старается быть вежливой. Но если вы случайно подслушаете, как она говорит то же самое кому-нибудь еще, то сочтете ее мнение искренним и честным. Даже маленькие дети (старше 18 месяцев) обращают больше внимания на то, что им удается подслушать, чем на то, что им говорят напрямую.
Картинка к "Упражнение «Читаем книги»"
01 окт. 2022 г.
ЗАДАЧА: заинтересовать ребенка книгой, положить начало традиции чтения в семье. Чтение должно стать приятным занятием, чтение должно стать регулярным занятием. Привычку к чтению стоит формировать с самого раннего возраста. Что делать по этому упражнению?
Картинка к "Упражнение «Сочиняем сказки»"
01 окт. 2022 г.
Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности. Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели. 1) Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей). 2) Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность. 3) Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.