Свободное воспитание и гуманистический подход
Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.
Гуманистический подход в психологии и педагогике исходит из следующих посылок:
- В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться.
- Идеал развития - гармонически развитая личность (личность с равномерным развитием всех сторон)
- Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок.
- Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих.
- Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения. (Смотри Толстой о воспитании)
- В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
Если это так, то можно констатировать, что педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, основоположника свободного воспитания, не вполне может быть отнесена к гуманистическому подходу, поскольку предполагает и открыто пропагандирует скрытые, манипулятивные методы влияния воспитателя на воспитанника (см.→). Можно заметить, что мягкие формы манипулятивных влияний используют и другие психологи и педагоги, относящие себя как к лагерю свободного воспитания, так и к гуманистическому подходу (А. Нилл, Карл Роджерс).