Структура чувства страха
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Женщины в чувстве страха обычно замечают чувство: переживание страха, мужчины в страхе чаще видят поведение: паралич тела, желание спрятаться или убежать.
Естественно, это только статистика, конкретные случаи могут быть любыми. Воспоминание женщины: «Помню, как вышла читать стихотворение перед одноклассниками, и вдруг поняла, что стихотворение забыла, а ноги перестали меня слушаться. Любопытно, что мне было не страшно, а любопытно, потому что раньше такого у меня не было. Я попробовала начать говорить, и на удивление у меня стало получаться: я ничего не помнила, в голове была полная пустота, но одна строчка вдруг тянула другую». — Здесь чувство страха выступило как реакция тела и психики, но переживания чувства страха тут не было.
Страх, как внутреннее чувство, имеет сложную структуру. Это и переживание, и эмоциональное выражение этого переживания, и свой рисунок тела, и особое восприятие происходящего, и особый алгоритм внутреннего поведения. Естественно, и особое функциональное состояние всего организма.
По-видимому, чувство страха связано с гормональным фоном организма. Нередко у достаточно смелых девушек (альпинисток) после родов возникают очень сильные страхи (страх съехать даже с маленькой детской горки). Со временем, видимо с восстановлением гормонального фона, эти страхи уходят. Другой случай: девушка пошла на гормональное лечение, чтобы улучшить вид кожи. Результат лечения — прекрасная кожа, но поглупела и стала трусихой... Любопытно: можно ли в связи с этим лечить страхи гормонально? Смелость в обмен на усы?
Видение страшного
Страх — это не только сами эмоциональные реакции, это и стоящие за ними (или рядом с ними) интерпретации происходящего, видение чего-то как определенно страшного, наперед заданное отношение (предубеждение) к тому, что будет квалифицироваться как «страшное».
Поведение при страхе
В каждом страхе есть и записанная реакция, алгоритм внутреннего поведения.
- «Если это возникло — то забояться»
- «Бояться — замереть»
- «Бояться — выключить мозг»
- «Бояться — расстроиться и выдать какую-то эмоцию»
- «Бояться — никак не управлять своим страхом»
- «Бояться — прокручивать в голове исключительно негативные сценарии развития событий, раскручивающие эмоции по-нарастающей»
- «Бояться — не оценивать вероятность, а рассматривать как равноценные все, даже маловероятные варианты развития событий. Бояться — искать «чего бояться еще», по типу «а вдруг еще и...».
Бояться — это не то же самое что испытывать страх (чувство страха) или иметь его. Бояться — это руководствоваться страхом, бояться его. Не полезно: пускать страхи и реакции на страх на самотек, в том числе само-раскручивающиеся и снижающие критичность восприятия (у страха глаза велики). Полезно: спокойно относиться к страхам, не вовлекаться в них, учитывать их — но исходить из целей и объективного положения вещей. Это (а вовсе не отсутствие страхов) и есть смелость. Страх — полезная подсказка, а не руководство к действию. Учитывать страх — разумно, руководствоваться страхом — опасно. Когда страшно, смелость — это не игнорирование страха, а поведение, исходящее из цели и объективного положения вещей.
Кинестетика чувства страха
Тело. Тело напряжено, одновременно и зажато, и взвинчено в готовности чуть что убегать. Пугающийся человек идет неровно, реагирует резко и часто излишне эмоционально. Когда стоит, центр тяжести перемешен на пятки, если идет, идет неуверенно, как будто его что-то тянет назад. Жесты скованные, недалеко от себя.
Лицо. Лицо застывшее, глаза расширены или бегают. Смысл — вначале поиск выхода, после потеря фокусировки и способности соображать, убегание от реальности (вариант Психологической защиты). Испуганный вид сопровождается улучшением периферического зрения, повышением частоты движения век и дыхания — всё это позволяет человеку быстрее реагировать на опасность.
Для людей с фоновым уровнем страха в принципе характерны плавающие глаза.
Состояние при страхе
Настрой: Избегание встречи со страшным и драматизации с целью привлечения к себе внимания.
Внутренний текст: опасения, сомнения: а потом такое будет…
Картинка: мир темный, враждебный, он сильный, а я маленький и слабый.
Ощущение: сильных страх очень неприятен, слабый страх волнует и может быть привлекательным.
Внимание приковано к страшному, воображение рисует самые страшные картины.