Структура внутреннего чувства
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Чувство — единство осмысления ситуации и изнутри прожитой спонтанной кинестетики организма.
Тут три важных момента — осмысление ситуации, спонтанная кинестетика и обращенность внимания вовнутрь.
Чувства, хотя вполне могут течь без участия головы, являются достаточно сложными конструкциями, продуктами того или иного понимания и осмысления. Например: «Когда я думаю о тебе, у меня блокируется дыхание в груди, возникает тяжесть между лопатками, я сжимаю кулаки, и появляется мысль избегать встречи с тобой. И еще хочется тебя пожалеть. Я интерпретирую это, как чувство вины».
Если мужчина и девушка находятся в опасной ситуации и у кого-то из них забилось сердце, они чаще интерпретируют это не как страх, а как состояние влюбленности...
Пока нет осмысления ситуации, вы можете чувствовать только ощущения. Сердце бьется, но что это: страх или влюбленность? Чувства не вытекают автоматически из ситуации: если вам что-то не досталось, может вызвать и огорчение, и разочарование, и обиду, и ощущение «прикольно». У человека со стандартными социальными шаблонами будут привычный набор чувств, человек другой культуры или другого уровня развития будет иметь чувства другие или вообще никаких чувств.
Как минимум, чтобы переживать какое-либо чувство, нужно оценить происшедшее как событие, нужно чтобы внимание на это событие было обращено и это нечто как событие выделило. Если же человек был занят чем-то своим, более для него важным или интересным, то спрашивать его «какие у тебя чувства по поводу того, что сейчас произошло», бессмысленно: для него ничего не произошло.
Если нет спонтанной кинестетики, чувство еще не живо. Чувство грезится, чувство прозрачно, чувство холодно... Если же включилось тело, вспыхнули глаза, тянутся руки и на секунду остановилось дыхание — да, это живое чувство.
Весной, когда теплый ветерок колышек платье и в теле заиграли гормоны, у девушек возникает состояние предвлюбленности. У молодых людей подобные состояния возникают после армии на фоне сексуального голода и спермотоксикоза.
Обращенность внимания вовнутрь — то, что метит происходящее в теле не как комплекс физиологических расстройств или настроек, а именно как чувство.
Если вы смотрите на свое тело снаружи, как врач — вы констатируете физиологические изменения. Если вы пустили свое внимание изнутри (для этого достаточно положить руку на грудь, как делают, когда говорят от сердца) — и вы изнутри почувствовали, что вы чувствуете.
Структура чувства подробнее
Осмысление ситуации можно (и бывает полезно) разложить на несколько элементов — на образ ситуации, сопровождающий ее внутренний текст и на словесную формулировку, в которую ловится конкретное чувство.
Что касается спонтанной кинестетики, тут элементов еще больше: это движения, позы и жесты, мимика, интонации и дыхание, внутренние зажимы и напряжения вокруг них, в целом функциональное состояние организма...
Если объединять это в общую формулировку, можно сказать уже так:
Чувство — пойманное словом единство внутреннего образа, внутреннего текста и изнутри прожитой спонтанной кинестетики организма.
В НЛП это сказали бы немного по-другому: «Чувство — пойманное словом единство внутреннего образа, внутреннего текста и совокупности изнутри калибруемых кинестетических характеристик организма». Например: «Когда я думаю о тебе, у меня блокируется дыхание в груди, возникает тяжесть между лопатками, я сжимаю кулаки, и появляется мысль избегать встречи с тобой. И еще хочется тебя пожалеть. Я интерпретирую это, как чувство вины».
Если попробовать сказать коротко, внутренние чувства — послания, которые мы получаем от органов чувств души. Чувства рождаются в теле, но понимаются головой, склонной к метафорам и одушевлению.
«Я тобой восхищаюсь» — это может быть и чувство, и оценка от головы. А чувство восхищения как «ощущение света, исходящего от твоего прекрасного лица» — это про чувства. Это идет через тело и здесь заложена метафора.
Итак, как же коротко определить чувства? Чувства — это образно-телесная интерпретация кинестетики. Это кинестетика, оформленная в живые метафоры. Это живое, пришедшее к нам из нашего тела. Это язык, на котором говорит наша душа.