Способности новорожденного (ВВП)
Книга «Введение в психологию». Авторы - Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема.Статья из главы 3. Психическое развитие
​​​​​​​В конце XIX века УильÑм Ð”Ð¶ÐµÐ¹Ð¼Ñ Ð²Ñ‹Ñказал предположение, что новорожденный ощущает мир как «шумную разноцветную ÑмеÑь», и Ñта мыÑль доминировала вплоть до 60-Ñ… годов. Теперь мы знаем, что вÑе ÑенÑорные ÑиÑтемы вÑтупающего в Ñтот мир новорожденного функционируют и вполне готовы к изучению Ñвоего нового окружениÑ.
ПоÑкольку младенец не может объÑÑнить, что он делает, или раÑÑказать, о чем он думает, детÑкие пÑихологи разработали довольно хитроумные методики Ð´Ð»Ñ Ð¸Ð·ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпоÑобноÑтей малышей. ОÑновной метод заключаетÑÑ Ð² том, чтобы внеÑти какое-нибудь изменение в окружение ребенка и наблюдать за его реакцией. Можно, например, предъÑвить звуковой тон или мигающий Ñвет и затем проверить, изменилÑÑ Ð»Ð¸ Ñердечный ритм, поворачивает ли ребенок голову или начинает Ñнергичнее ÑоÑать ÑоÑку. Иногда иÑÑледователь предъÑвлÑет два Ñтимула одновременно, чтобы выÑÑнить, на какой из них младенец обращает больше вниманиÑ. ЕÑли такое проиÑходит, значит, он может различать Ñти Ñтимулы и, возможно, предпочитает один другому. Ð’ Ñтом разделе мы раÑÑмотрим некоторые результаты иÑÑледований ÑпоÑобноÑтей новорожденных, начав Ñ Ð¸ÑÑледований Ð·Ñ€ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†ÐµÐ².
Ðа момент Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð·Ñ€Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ ÑиÑтема развита еще не полноÑтью, у новорожденных Ð¿Ð»Ð¾Ñ…Ð°Ñ Ð¾Ñтрота зрениÑ, ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ менÑÑ‚ÑŒ Ñ„Ð¾ÐºÑƒÑ Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð½Ð¸Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð° и они очень близоруки. Ðормальное зрение у взроÑлого принÑто обозначать как 20/20 (принÑто в СШÐ.— Прим. перев.); близорукий взроÑлый Ñо зрением 20/30 ÑпоÑобен на раÑÑтоÑнии 20 футов увидеть то, что взроÑлый Ñ Ð½Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¼ зрением видит на раÑÑтоÑнии 30 футов. ЕÑли пользоватьÑÑ Ñ‚ÐµÐ¼ же показателем, то у новорожденного зрение 20/660. К 6 меÑÑцам оно улучшаетÑÑ Ð´Ð¾ 20/100, а к 2 годам ребенок видит почти так же хорошо, как взроÑлый (Courage & Adams, 1990). ÐеÑÐ¼Ð¾Ñ‚Ñ€Ñ Ð½Ð° Ñвою зрительную незрелоÑÑ‚ÑŒ, новорожденный маÑÑу времени проводит, активно оÑматриваÑÑÑŒ. Он ÑиÑтематизировано Ñканирует мир и делает паузу, когда его глаза вÑтречают объект или какое-либо изменение в зрительном поле. Его взглÑд оÑобенно привлекают зоны Ñ Ð²Ñ‹Ñоким зрительным контраÑтом, например ÐºÑ€Ð°Ñ Ð¾Ð±ÑŠÐµÐºÑ‚Ð°. Он не Ñканирует веÑÑŒ объект, как Ñто делал бы взроÑлый, а задерживает взглÑд на учаÑтках Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐ¸Ð¼ чиÑлом краев. Сложные объекты новорожденным нравÑÑ‚ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑŒÑˆÐµ, чем проÑтые, объекты Ñ ÐºÑ€Ð¸Ð²Ñ‹Ð¼Ð¸ линиÑми — больше, чем Ñ Ð¿Ñ€Ñмыми.
ВозможноÑÑ‚ÑŒ ÑущеÑÑ‚Ð²Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾, неприобретенного Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ñ‡Ñ‚ÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº лицам вызвала огромный интереÑ, но поÑледующие иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»Ð¸, что младенцев привлекают не лица Ñами по Ñебе, а такие их Ñтимульные оÑобенноÑти, как кривые линии, выÑокий контраÑÑ‚, интереÑные контуры, движение и ÑложноÑÑ‚ÑŒ, — вÑеми Ñтими признаками обладает лицо (Banks & Salapatek, 1983; Aslin, 1987). Ðоворожденные ÑмотрÑÑ‚ в оÑновном на внешний контур лица, но к 2 меÑÑцам младенец начинает обращать внимание и на Ñередину лица-глаза, Ð½Ð¾Ñ Ð¸ рот (Haith, Bergman & Moor, 1977). Ð’ Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ð¸ могут заметить, что ребенок начинает вÑтречатьÑÑ Ñ Ð½Ð¸Ð¼Ð¸ взглÑдом.
Слух
Ðоворожденные вздрагивают при громком звуке. Они также поворачивают голову к иÑточнику звука. ИнтереÑно, что в возраÑте примерно 6 недель Ñта Ñ€ÐµÐ°ÐºÑ†Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ñ€Ð¾Ñ‚Ð° головы иÑчезает и затем поÑвлÑетÑÑ Ñнова только в 3-4 меÑÑца; тогда же ребенок начинает иÑкать иÑточник звука глазами. Возможно, временное иÑчезновение реакции поворота головы ÑвÑзано Ñ Ð¿ÐµÑ€ÐµÑ…Ð¾Ð´Ð¾Ð¼ в процеÑÑе ÑÐ¾Ð·Ñ€ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¾Ñ‚ рефлекторной реакции, которую контролирует подкорка мозга, к произвольной попытке определить иÑточник звука. К 4 меÑÑцам младенцы могут правильно дотÑгиватьÑÑ Ñ€ÑƒÐºÐ¾Ð¹ до иÑточника звука в темноте; к 6 меÑÑцам наблюдаетÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑ‚Ð½Ð¾Ðµ улучшение Ñ€ÐµÐ°Ð³Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð° звуки, Ñопровождаемого заинтереÑованными взглÑдами, и ребенок уже может довольно точно локализовать иÑточник звука — Ñта ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ продолжает развиватьÑÑ Ð½Ð° втором году жизни (Hillier & Morrongiello, 1992; Ashmeed et al., 1991; Field, 1987).
Ðоворожденный может также различать очень похожие звуки, например два тона, отÑтоÑщие на одну ноту по музыкальной шкале (Bridger, 1961), и он отличает звук человечеÑкого голоÑа от звуков другого рода. Ð’ главе 9 мы узнаем, что он может также различать Ñ€Ñд важнейших характериÑтик человечеÑкой речи. Ðапример, меÑÑчный младенец различает такие проÑтые звуки, как «па» и «ба». ИнтереÑно, что некоторые звуки речи младенец различает лучше взроÑлого. Ðекоторые звуки взроÑлому кажутÑÑ Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ‚Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ потому, что они не различаютÑÑ Ð² его родном Ñзыке (Aslin, Pisoni & Jusczyk, 1983). К 6 меÑÑцам ребенок накапливает уже доÑтаточно информации о Ñзыке и начинает «отбраковывать» звуки, которые он не иÑпользует (Kuhl et al., 1992). Таким образом, младенец рождаетÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑ…Ð°Ð½Ð¸Ð·Ð¼Ð°Ð¼Ð¸ воÑприÑтиÑ, уже наÑтроенными на ÑвойÑтва человечеÑкой речи, что помогает ему оÑваивать ее (Eimas, 1975).
Ð’ÐºÑƒÑ Ð¸ обонÑние
Уже вÑкоре поÑле Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½ÐµÑ† может различать вкуÑовые ощущениÑ. Сладкие жидкоÑти он предпочитает Ñоленым, горьким, киÑлым и преÑным. Ðа Ñладкую жидкоÑÑ‚ÑŒ младенец характерно реагирует раÑÑлабленным выражением, похожим на полуулыбку, иногда ÑÐ¾Ð¿Ñ€Ð¾Ð²Ð¾Ð¶Ð´Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ облизыванием губ. КиÑлый раÑтвор вызывает Ñжатие губ, Ð½Ð¾Ñ ÑтановитÑÑ Ñморщенным. Ð’ ответ на горький раÑтвор младенец открывает рот, уголки рта опуÑкает вниз и выÑовывает Ñзык, что, видимо, выражает отвращение.
Младенец может также различать запахи. Он поворачивает головку к Ñладкому запаху, при Ñтом его Ñердечный ритм и дыхание замедлÑÑŽÑ‚ÑÑ, ÑƒÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° внимание к нему. Едкие запахи, например аммиак или Ñероводород, заÑтавлÑÑŽÑ‚ его отворачиватьÑÑ; при Ñтом Ñердечный ритм и дыхание учащаютÑÑ, ÑƒÐºÐ°Ð·Ñ‹Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° Ñтрадание. Младенцы могут даже улавливать тонкие Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð¸Ñ Ð² запахах. Уже через неÑколько дней ÐºÐ¾Ñ€Ð¼Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ€ÐµÐ±ÐµÐ½Ð¾Ðº уверенно поворачивает голову в Ñторону тампона, пропитанного молоком его матери, Ð¿Ñ€ÐµÐ´Ð¿Ð¾Ñ‡Ð¸Ñ‚Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ тампону, Ñмоченному молоком другой матери (Russel, 1976). Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ раÑпознавать запах матери наблюдалаÑÑŒ только у младенцев, которых кормили грудью (Cernoch & Porter, 1985). Когда младенцам, которых кормили из бутылки, предлагали на выбор знакомый им ÑоÑтав и грудь Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾ÐºÐ¾Ð¼, они выбирали поÑледнюю (Porter et al., 1992). По-видимому, предпочтение запаха грудного молока ÑвлÑетÑÑ Ð²Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼. Вообще ÑпоÑобноÑÑ‚ÑŒ различать запахи имеет Ñвный адаптивный ÑмыÑл: она помогает младенцу избегать вредных вещеÑтв, тем Ñамым Ð¿Ð¾Ð²Ñ‹ÑˆÐ°Ñ ÐµÐ³Ð¾ шанÑÑ‹ на выживание.
Ðаучение и памÑÑ‚ÑŒ
Когда-то ÑчиталоÑÑŒ, что младенцы не могут ни научатьÑÑ, ни запоминать. Ðто не так, и наличие ÑпоÑобноÑти к научению и запоминанию в Ñамом раннем возраÑте подтверждаетÑÑ Ñ€Ñдом иÑÑледований. Ð’ одном из них младенцы вÑего неÑкольких чаÑов от роду научалиÑÑŒ поворачивать голову направо или налево в завиÑимоÑти от того, Ñлышали ли они дребезжание зуммера или чиÑтый тон. Чтобы отведать Ñладкой жидкоÑти, ребенок должен был повернуть голову направо, когда звучал чиÑтый тон, и налево — при звуке зуммера. Младенцы ÑправлÑлиÑÑŒ Ñ Ñтим безошибочно вÑего поÑле неÑкольких попыток — они поворачивали голову направо при тональном Ñигнале и налево при звучании зуммера. Затем ÑкÑпериментатор изменÑл Ñитуацию, так что ребенку надо было повернутьÑÑ Ð² противоположную Ñторону, когда раздавалÑÑ Ð»Ð¸Ð±Ð¾ зуммер, либо тональный Ñигнал. Младенцы быÑтро оÑваивали и Ñту задачу (Siqueland & Lipsitt, 1966).
У 3-меÑÑчных младенцев доÑтаточно Ñ…Ð¾Ñ€Ð¾ÑˆÐ°Ñ Ð¿Ð°Ð¼ÑÑ‚ÑŒ. Когда Ð¿Ð¾Ð´Ð²Ð¸Ð¶Ð½Ð°Ñ Ð¸Ð³Ñ€ÑƒÑˆÐºÐ° над кроваткой ребенка ÑоединÑлаÑÑŒ резиновой ленточкой Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ из его конечноÑтей, он быÑтро обнаруживал, какой ногой или рукой можно привеÑти игрушку в движение. Когда младенца помещали в Ñту же Ñитуацию 8 дней ÑпуÑÑ‚Ñ, он помнил, какой ногой или рукой нужно двигать (Hayne, Rovee-Collier & Borza, 1991; Rovee-Collier & Hayne, 1987) (риÑ. 3.1).
Более удивительно, что младенец научаетÑÑ Ð¸ запоминает кое-что из Ñвоего предродового опыта, когда он находилÑÑ Ð²Ð½ÑƒÑ‚Ñ€Ð¸ матери. Ранее мы отмечали, что новорожденный младенец может отличать человечеÑкий Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ñ‚ других звуков. Он также отдает ему предпочтение перед другими звуками. При теÑтировании, проводившемÑÑ Ñ‡ÐµÑ€ÐµÐ· неÑколько дней поÑле рождениÑ, младенцы научалиÑÑŒ ÑоÑать иÑкуÑÑтвенный ÑоÑок, чтобы включилаÑÑŒ запиÑÑŒ речи или вокальной музыки, но делали Ñто Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑŒÑˆÐµÐ¹ охотой, когда на запиÑи были неречевые звуки или инÑÑ‚Ñ€ÑƒÐ¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð¼ÑƒÐ·Ñ‹ÐºÐ° (Butterfield & Siperstein, 1972). Кроме того, звуки Ð±Ð¸ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñердца и женÑкие голоÑа нравÑÑ‚ÑÑ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†Ð°Ð¼ больше, чем мужÑкие голоÑа, а голоÑа Ñвоих матерей они предпочитают голоÑам других женщин. Ðо они не предпочитают голоÑа Ñвоих отцов голоÑам других мужчин (DeCasper & Prescott, 1984; DeCasper & Fifer, 1980; Brazelton, 1978) (риÑ. 3.2).
ÐаходÑщийÑÑ Ð² матке ребенок Ñлышит также Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¼Ð°Ñ‚ÐµÑ€Ð¸; возможно, Ñтим объÑÑнÑетÑÑ, почему новорожденный предпочитает ее Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ñтальным. Ðо пожалуй, удивительнее вÑего то, что, по некоторым данным, младенец, еще находÑÑÑŒ в матке, может научитьÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð°Ñ‚ÑŒ звуковые характериÑтики отдельных Ñлов. Ð’ одном Ñовершенно необычайном ÑкÑперименте беременные женщины декламировали вÑлух отрывки из раÑÑказов Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑ‚ÐµÐ¹ каждый день в течение поÑледних 6 недель беременноÑти. Ðекоторые из них цитировали первые 28 абзацев раÑÑказа доктора СойÑа «Кот в шлÑпе», а некоторые — поÑледние 28 абзацев того же раÑÑказа, но Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼Ð¸ оÑновными перÑонажами, так что теперь Ñто был раÑÑказ не о «Коте в шлÑпе», а о «Собаке в тумане». К моменту Ñвоего Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†Ñ‹ проÑлушали один из выбранных раÑÑказов в течение 3,5 чаÑа Ñуммарного времени.
Через 2-3 Ð´Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ñ€Ð¾Ð¶Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñ†Ð°Ð¼ давали ÑоÑать Ñпециальную ÑоÑку, подÑоединенную к уÑтройÑтву, определÑющему чаÑтоту ÑоÑательных движений (вроде уÑтройÑтва на риÑ. 3.2). Ð’ Ñтом иÑÑледовании при определенной чаÑтоте ÑоÑательных движений включалаÑÑŒ или выключалаÑÑŒ запиÑÑŒ Ñ Ñ€Ð°ÑÑказом. При одной чаÑтоте ÑоÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²ÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ запиÑÑŒ раÑÑказа, который младенец Ñлышал до Ñвоего рождениÑ; при другой чаÑтоте включалаÑÑŒ запиÑÑŒ подобранного раÑÑказа, которого младенец раньше не Ñлышал. Ð”Ð»Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ñ‹Ñ… младенцев звучал Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ ÑобÑтвенной матери, а Ð´Ð»Ñ Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð¸Ñ… — Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¾Ð¹ женщины. Результаты показали, что младенцы предпочитают знакомый раÑÑказ незнакомому, даже когда оба раÑÑказа читал незнакомый Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ (DeCasper & Spence, 1986).
ÐŸÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñ‚Ð¾Ð³, можно Ñказать, что опиÑанные в Ñтом разделе иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑпоÑобноÑтей новорожденных опровергают взглÑд, что новорожденные ощущают мир как «шумную, разноцветную ÑмеÑь» и что ребенок приходит в Ñтот мир как tabula rasa, или чиÑÑ‚Ð°Ñ Ð´Ð¾Ñка. Очевидно, что ребенок вÑтупает в мир уже подготовленным к воÑприÑтию и пониманию реальноÑти и к быÑтрому поÑтижению отношений между ÑобытиÑми, важными Ð´Ð»Ñ Ñ‡ÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÑ‡ÐµÑкого развитиÑ.
Когнитивное развитие ребенка
Ð¥Ð¾Ñ‚Ñ Ñ€Ð¾Ð´Ð¸Ñ‚ÐµÐ»Ð¸ понимают, что физичеÑкий роÑÑ‚ их ребенка ÑопровождаетÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñми его интеллекта, им чаÑто трудно предÑтавить, что Ñто за изменениÑ. Ðа Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñовременных пÑихологов об Ñтих изменениÑÑ… огромное влиÑние оказал швейцарÑкий пÑихолог Жан Пиаже (1896-1980).
До Пиаже в пÑихологичеÑких предÑтавлениÑÑ… о когнитивном развитии ребенка доминировали два подхода: в одном, оÑнованном на принципе биологичеÑкого ÑозреваниÑ, иÑÐºÐ»ÑŽÑ‡Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ñ€Ð¾Ð»ÑŒ принадлежала «природной» компоненте развитиÑ; в другом, опиравшемÑÑ Ð½Ð° принцип Ð½Ð°ÑƒÑ‡ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ влиÑÐ½Ð¸Ñ Ñреды, почти иÑключительное предпочтение отдавалоÑÑŒ «приобретенной» компоненте. Пиаже подошел к проблеме иначе, ÑоÑредоточившиÑÑŒ на взаимодейÑтвии между еÑтеÑтвенно Ñозревающими ÑпоÑобноÑÑ‚Ñми ребенка и его взаимоÑвÑзÑми Ñ Ð¾ÐºÑ€ÑƒÐ¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼. Ð’ Ñтом разделе мы дадим краткий обзор предложенной Пиаже теории Ñтадий развитиÑ, а затем раÑÑмотрим критику Ñтой теории и некоторые более поздние подходы. Мы также обÑудим работу руÑÑкого пÑихолога ВыготÑкого, чьи идеи отноÑительно когнитивного развитиÑ, впервые опубликованные в 30-е годы, вновь привлекли к Ñебе внимание ученых в поÑледние годы. См.→