Запоминание

01 октября 2022 г., 21:54

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Запоминание — это сохранение в памяти новой информации. Запоминание — обязательная часть любой учебы, обучения и научения.

Виды запоминания

Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Смотри Виды запоминания

Задачи запоминания

Запоминание большого объема информации (смотри Мнемоническое приемы)

Запоминание нужного факта или события (не забыть…) Смотри Как помнить нужное — и только нужное

Общие условия быстрого и прочного запоминания

Запоминанию помогают:

  • свежая голова (а для этого важно высыпаться),
  • эмоциональная окраска события (при желании любое нейтральное событие можно сделать эмоционально ярким),
  • позитивный эмоциональный фон (учитесь радоваться!),
  • стремление, желание запомнить. По крайней мере, когда не хочется запоминать, обычно ничего и не запоминается.

Лучше всего запоминается начало и конец. Закон «места в серии» гласит, что в любой последовательности легче всего запоминается ее начало, затем конец, а наиболее трудно — часть, следующая непосредственно за серединой. Эффект места в серии проявляется при выполнении любого задания такого рода — от запоминания телефонного номера до заучивания стихотворения.

Эффект Зейгарник

В исследованиях Блюмы Вульфовны Зейгарник было установлено, что испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания. См.

Полезные ссылки

  • Память
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Эффект Зейгарник"
01 окт. 2022 г.
Испытуемые, в широком возрастном диапазоне, склонны запоминать прерванные задания лучше (и чаще), чем они запоминали завершенные задания.
0Подробнее →
Картинка к "Как запомнить то, что нужно?"
01 окт. 2022 г.
Чтобы лучше и быстрее запомнить то, что вам нужно, все внутреннее превращайте во внешнее! Не надейтесь на свою обычную память - приучайте себя все важное сразу записывать. Договариваетесь о встрече - встречу сразу запишите в календарь. Определили тему выступления - сразу запишите эту тему в своих записях. Если нужно позвонить, тем более в определенное время - сделайте электронные или бумажные напоминалки, чтобы не держать все в голове. Услышали нужную информацию или красивые формулировки - не надейтесь на свою память, проговорите вслух - и сразу все записывайте!
Картинка к "Мнемонические приемы"
01 окт. 2022 г.
Самый нежелательный вариант - это механическое выучивание, бездумное запоминание тупым повторением. Обычно учится долго, забывается быстро (это знают все студенты - выучил-сдал, через три дня - как будто и не учил никогда :) ).
Картинка к "Память"
01 янв. 2013 г.
Память - способность запоминать, сохранять и в нужный момент доставать (воспроизводить) нужную информацию. При более широком понимании к памяти относят и процессы забывания. Если бы мы не забывали ненужную нам информацию, хотя бы помнили все подряд ценники разложенных на полках многочисленных товаров во всех магазинах, в которые мы заходили, то скоро серьезно затруднились бы в быстром вспоминании того, что нам нужно. Кроме этого, воспоминания бывают больными, тяжелыми - и хорошая память в этом случае та, которая от них быстро освобождается.
Картинка к "Процессы памяти"
01 янв. 2012 г.
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание. Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание). Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). ;;