Виды запоминания
Запоминание бывает осознанным (целенаправленным) или неосознанным (импринтинг и непроизвольное запоминание).
Маленький ребенок запоминает окружающий мир неосознанно, школьник в школе — учит предмет осознано и целенаправлено — чтобы ответить на уроке.
Неосознанное запоминание различают двух видов: запечатление (импринтинг) и непроизвольное запоминание.
Запечатление (импринтинг) — это сохранение в памяти события, образа, ощущения на долгое время (часто навсегда) при коротком с ним контакте. Запечатление — это самый первый способ узнать о том, какой мир. Родившийся младенец запечетлевает образ матери, мама — своего ребенка.
В дикой природе, например среди зебр, родившийся малыш раз и навсегда запоминает свою мать — ведь каждая зебра имеет свою особенную расцветку. В последующем, чтобы ни случилось — зебренок точно знает как выглядит его мама и ни с кем ее не путает.
Запечатление происходит сразу по всем каналам восприятия — запечатлеваются звуки, картинки, ощущения, соответственно различают запечатление звуковое, визуальное и кинестетическое.
Верблюды, например, запечатлевают друг друга в основном по звуку — после рождения они какое-то время вяло перекрикиваются.
Запечатление проиходит и в более позднем возрасте — но уже труднее. Обязательным условием запечатления является эмоциональное впечатление.
Непроизвольное запоминание— сохранение в памяти событий в результате случайного повторения.
Учитель в школе через какое-то время начинает запоминать учеников, которых не учит, но с которыми несколько раз сталкивался в коридоре школе.
Осознанное запоминание — это целенаправленное сохранение в памяти нужного материала.
Осознанное запоминание еще называют произвольным. У человека — это основной вид запоминания.
Осознанное запоминание — основа учебы и обучения. Произвольное запоминание бывает двух видов: механическое запоминание (заучивание) и смысловое запоминание (понимание).
Произвольное запоминание
Когда мы запоминаем что-то специально, это называется произвольным запоминанием. Его основные формы — заучивание, пересказ, запоминание смысла (понимание сути). См.→