Импринтинг

01 января 2010 г., 11:51

Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор 
Ректор Университета практической психологии

Фильм «Ледниковый период 3: Эра динозавров»

Импринтинг (от imprint — оставлять след, запечатлевать, фиксировать) — врожденная готовность к фиксированному запечатлению (родины, родителей, полового партнера...) Смотри Половое запечатление

Слова «запечатление» и «импринтинг» часто используются как синонимы, хотя это не всегда правильно. Смотри Запечатление

В этологии (наука о поведении животных) импринтинг — это специфическая форма обучения: фиксация в их памяти признаков объектов при формировании или коррекции врождённых поведенческих актов. Объектами могут являться родительские особи (выступающие и как носители типичных признаков вида), братья и сестры (детёныши одного помёта), будущие половые партнёры (самцы или самки), пищевые объекты (в том числе животные-жертвы), постоянные враги (образ внешности врага формируется в сочетании с другими поведенческими условиями, например, предостерегающими криками родителей), характерные признаки обычного места обитания (рождения).

Известный зоопсихолог К. Лоренц показал, что появившиеся на свет птенцы (и не только птенцы) еще не знают, кто их мама. В строго определенное время, спустя несколько часов после рождения, у них возникает состояние готовности к запечатлению, их глаза как бы ищут: «Кто ты, мама? Где ты, мама?» Мамой же признается то, что имеет «ключевые раздражители» — для гусят, например, это нечто, напоминающее клюв у движущегося объекта средних размеров. Поскольку обычно сразу после рождения с ними рядом мама, запечатлевают они именно ее. Но если исследователь маму убирает, присаживается вместо нее, чем-то изображая клюв, — гусята признают его за свою маму и после этого готовы все детство ходить за ним. Все, запечатление произошло: теперь покажи им настоящую, родную маму — они ее не узнают.

Фиксация признаков объектов происходит преимущественно на ранних этапах жизни, чаще всего вскоре после рождения, и возможна лишь в течение определённого, обычно весьма ограниченного, срока — «сенсибильного» (или «критического») периода. Как правило, результат запечатления с очень большим трудом поддаётся дальнейшему изменению («необратимость» результатов запечатления).

Коротко

Запечатление при импринтинге:

  • возможно в достаточно ограниченный (сенсибильный; критический) период времени;
  • совершается очень быстро (по результатам единственной встречи с объектом запечатления);
  • характеризуется необратимостью;
  • происходит без пищевого или иного подкрепления.

Критический период импринтинга

Нередко полагают, что запечатление возможно только в самое первое время после рождения. Это неточное мнение связано с наблюдениями за животными, детеныши которых появляются на свет уже почти самостоятельными (многие птицы, ягнята, козлята и морские свинки).

Так, критический период (или так называемый «чувствительный возраст») для цыплят и гусят длится всего один день, иногда лишь несколько часов с момента появления животного на свет.

У тех видов, в которых новорожденные появляются на свет в беспомощном состоянии (воробьи, голуби, кошки, собаки, кенгуру, и особенно — приматы) критический период сильно растянут, и сдвинут на более поздние сроки. Слабые и беспомощнные, подчас слепые новорожденные этих видов длительное время нуждаются в тесном контакте с матерью. Они не в состоянии к самостоятельному существованию в естественных условиях, их обучение и различные фазы запечатления растянуты иногда на годы (вплоть до возраста полового созревания).

К таким поздним формам запечатления относится импринтинг матери на детеныша, например у коз. Мать должна научиться узнавать козлёнка сразу после рождения, иначе она может отказаться вскармливать его. Коза руководствуется главным образом запахом детёныша. Запечатление она получает также через вомероназальный орган, облизывая и обнюхивая новорожденного. Критический период в этом случае очень ограничен во времени — достаточно отлучить мать от козленка на два часа, и она может не признать его и отказаться кормить.

Известно также сверхраннее голосовое запечатление у птиц, например крякв (вид уток) дуплах деревьев поблизости от водоемов. Самка во время насиживания яиц издает характерное кряканье, а утята, находящиеся в яйце, запечатляются на этот звук. Когда утята вылупятся, они бегут на голос, где бы ни находилась крякающая мать. Утята, выведенные в инкубаторе, не способны узнать зов утки, и не следуют за ней в воду.

Сила импринтинга

В американской психологии Е. Хесс сформулировал «закон усилия»:

Сила запечатления равна логарифму усилия, затраченного животным для достижения значимого объекта в период импринтинга.

Импринтинг в человеческой жизни

В человеческой жизни импринтинг также присутствует, хотя и играет меньшую роль. Наиболее выражен импринтинг у новорожденных: любой младенец в определенный момент запоминает — запечатлевает — свою маму.

Комментарии (3):

Гость, 21 декабря 2014 г., 20:28
Импринты. Более или менее жёстко заданные программы, которые мозг генетически обязан принимать только в определённые моменты его развития, известные в этологии как моменты импринтной уязвимости. Они составляют основы функционирования нашей психики и определяют типичные поведенческие реакции.
Ольга, 14 марта 2015 г., 12:12
Интересует сроки критических периодов у людей. Есть ли достоверная информация на этот счет?
Гость, 15 августа 2020 г., 12:47

В моем советском детстве в роддоме новорожденного изолировали от матери в первые дни жизни (меня, в частности, на 6 суток). Тонкая работа по уменьшению силы запечатления образа матери...

Материалы по теме:

Картинка к "Портал саморазвития «DISTANT-NIK»"
19 нояб. 2021 г.
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
3Подробнее →
Картинка к "Импринтинг (ВВП)"
01 окт. 2022 г.
Некоторые мотивационные проявления инстинктивно направляются к своим побуждающим предметам. В психологии у понятия инстинкта, означающего врожденную предрасположенность вести себя определенным образом, была долгая и противоречивая история. В XIX и начале XX века психологи составляли списки инстинктов (согласно одному известному ученому, их было 18) для объяснения поведения человека (McDougall, 1908).
Картинка к "Как формируется психологическая привязанность"
11 мая 2014 г.
Привязанность - это связь, которая притягивает и удерживает человека рядом с кем-то или чем-то, когда его с этим не связывает ни чувство любви, ни интерес либо выгода.
Картинка к "Научение"
01 янв. 2002 г.
Научение - относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой. Благодаря практике могут обучаться как люди, так и животные. Научение - приобретение (и результат) индивидуального опыта, приобретение знаний, умений и навыков, когда это происходит само собой, естественно, без постановки специальной цели научить или научиться. Результат научения - выученное поведение. Научение - одно из основных понятий этологии.
Картинка к "Обучение"
01 янв. 2006 г.
Основные пункты эффективного обучения, это доступный образец, поддержка и требовательность. Например, ваш ребенок пошел в первый класс, ему нужно учиться писать буквы. То есть вначале - палочки и крючочки. Для вас это элементарно, а для него - трудная работа. Как добиться результата? Вы готовы оказать любую помощь, но работать должен - он. А не вы. Вы готовы показывать, рассказывать. объяснять, тренировать, как угодно упрощать работы, но все необходимое он должен в результате сделать сам.
Картинка к "Половое запечатление"
01 окт. 2022 г.
Половое запечатление - мгновенная и надолго запись в память образа полового партнера.
Картинка к "Запечатление"