Развитие ощущений и восприятия в детском возрасте

19 февраля 2014 г. в 20:00

Составитель статьи: Н.И. Козлов

Младенцу еще неделя, а почти любая мама убеждена, что ребенок ее конечно узнает и с нею практически общается. Так ли это? Мамам в это хочется верить, но это не так: распознавание лиц у детей возникает только через несколько месяцев.

Только после 6 месяцев ребенок может выделять объекты восприятия: мать, няню, погремушки. Так, ребенок 7-9 месяцев тянется к пестрому волчку, схватывает яркую игрушку и поворачивает голову к матери на вопрос: «Где мама?»

Тем не менее новорожденный видеть и слышать в нашем взрослом понимании еще не способен. Что воспринимает новорожденный? Новорожденный различает запахи, звуки речи (фонемы) и, по-видимому, постоянство формы.

А именно, если предмет прямоугольной формы (например, книга) виден под прямым углом, его изображение на сетчатке будет прямоугольным; если смотреть на книгу под другими углами, она будет отражаться на сетчатке в виде трапеции, но при этом по-прежнему восприниматься как прямоугольник...

Все остальное, что замечают родители в своем талантливом новорожденном, говорит только о том, что они хотят в это верить. «Когда он родился, только я взял на руки — он меня сразу узнал!» — воодушевленно рассказывает всем молодой папа. Не надо этого папу разубеждать, папа с такими сказками лучше заботится о ребенке, но если всерьез, ребенок в это время еще не умеет должным образом даже фокусировать свои глаза. Это развивается позже, в течение нескольких месяцев.

Возможность существования врожденного, неприобретенного предпочтения к лицам вызвала огромный интерес, но последующие исследования показали, что младенцев привлекают не лица сами по себе, а такие их стимульные особенности, как кривые линии, высокий контраст, интересные контуры, движение и сложность, — всеми этими признаками обладает лицо (Banks & Salapatek, 1983; Aslin, 1987). Новорожденные смотрят в основном на внешний контур лица, но к 2 месяцам младенец начинает обращать внимание и на середину лица-глаза, нос и рот (Haith, Bergman & Moor, 1977). В это время родители могут заметить, что ребенок начинает встречаться с ними взглядом.

До 6 месяцев ребенок воспринимает не сам предмет, а только знакомый ему комплексный раздражитель. Например, малыш даже 8-9 месяцев не узнает свою мать, если она подошла к нему в необычном виде, например в широкополой шляпе. Он не берет в руки любимого мишку, если его одели в яркий костюм и новую шапку. Восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально. Впрочем, эти качества восприятия выступают весьма различно, в зависимости от перцептивной задачи, которую решает ребенок (Л.А. Венгер).

Что помогает ребенку быстрее узнавать маму, папу и другие предметы? Движение: если предмет движется на фоне других неподвижных предметов; манипуляции руками: все, что ребенок ощупывает, двигает и бросает, быстрее становится для него чем-то отдельным и узнаваемым; называние предмета.

Если вещь незнакомая, дети до 3 лет в основном обращают внимание на цвет предмета. Если же детям того же возраста предъявили изображения знакомых вещей — лейки, ведра, мяча, — то в этих условиях 80% детей даже 2 лет отдавали предпочтение форме: они подбирали к желтой корзинке синюю корзинку, к зеленому ведру красное. Чем больше дети начинают пользоваться словами, тем больше они начинают обращать внимание не просто на цвет и форму, а то, что они замечают в предмете в помощью слова.

Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок — они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.

К особенностям восприятия детей до 3 лет относятся следующие:

Детям третьего года жизни доступно восприятие бесцветных и даже контурных знакомых предметов. Если рисунки достаточно четкие, дети правильно воспринимают простые предметы и их изображения: подбирают правильно пары в лото («Дай такой же»). Незнакомые предметы дети воспринимают ошибочно, опираясь порой на одну, показавшуюся им знакомой черту или на второстепенный признак, в том числе цвет, величину, фактуру.

После 1 г. 2 мес. — 1 г. 8 мес. дети правильно находят предмет по слову («Дай мне мишку»), если у них уже образовалась стойкая связь слова с этим предметом. Чем старше ребенок, тем быстрее слово приобретает обобщающее значение. Этому способствует отнесение слова не к одному предмету, а к нескольким однородным с изменяющимися несущественными признаками (слоны разной величины, цвета, фактуры, в разных положениях). В этих случаях дети легко узнают и новую для них игрушку (или изображение предмета) на основе обобщения и отвлечения (к большому белому слону подбирают не такую же по размеру белую свинку, а коричневого маленького сидящего слона).

С конца второго года жизни дети обычно могут сами правильно назвать воспринимаемый знакомый предмет в ответ на вопрос «Что это?» Однако, выделяя обычно лишь некоторые признаки и не видя отдельных деталей, ребенок часто ошибается, называя, например, собаку-овчарку волком, тигренка — кошкой, и обобщая разные предметы по случайным признакам (например, муфту, волосы, кошку он обозначает одним и тем же словом).

На третьем году жизни ребенок, воспринимая картинку с простым сюжетом, называет отдельно каждый изображенный предмет: «Девочка, киска» или «Мальчик, лошадка, дерево». Лишь к концу преддошкольного возраста в результате упражнений дети начинают видеть связи, которые существуют между изображенными предметами. Обычно это связи функциональные — человек и совершаемое им действие: «Девочка кормит киску», «Мальчик едет на лошадке».

С пространством ребенок знакомится тогда, когда овладевает ходьбой. Однако пространственная характеристика воспринимаемых ребенком предметов долго остается слитой с содержанием самого предмета.

Действуя с предметами, ребенок учится смотреть, ощупывать, слушать. Поэтому чем старше он становится, чем больше его опыт, тем меньше труда затрачивает он на восприятие, узнавание и различение предметов, тем легче образуются и связи предмета со словом. Если для правильного выбора первого предмета по названному слову (красного движущего жука) детям от 1 г. 9 мес. до 2 лет нужно 6-8 повторений, то для правильного отнесения слова ко второму предмету, даже более сложному, и его выбору среди сходных нужно лишь 4-5 предъявлений. При этом стойкость образующихся на слово связей и правильность дифференцировок у детей после 2 лет быстро возрастают (Н.Г. Салмина, К.Л. Якубовская). Результат упражнений сказывается и в том, что ребенок к началу дошкольного периода воспринимает и незнакомые ему предметы, самостоятельно находя для них соответствующее название по признаку сходства со знакомым предметом (например, овал — «яичко», «картошка»).

Врожденное или приобретенное?

По поводу развития ощущений и восприятия давно идут споры, насколько это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс? Одни исследователи подчеркивают, насколько огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. Другие исследователи, не отрицая врожденные моменты, обращают внимание на то, что дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут.

Комментарии (0):

Материалы по теме:

01 янв. 2006 г.
Детская психология: психология ребенка и его развитие
Детская психология отрасль возрастной психологии, изучающая психологию ребенка, его поведение и закономерности его психического развития. 
01 янв. 2006 г.
Половозрастные особенности позиций восприятия
Примениение опросника "позиции восприятия" для оценки половозрастных особенностей развития личности с точки зрения позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять...
01 окт. 2022 г.
Развитие ребенка
Развитие ребенка — все позитивные изменения в ребенке, происходящие как вследствие серьезных, качественных скачков, так и небольших, постепенных его изменений. Это все то, что в ребенке растет (с возрастом) само, что формируется под влиянием извне и развивается в себе самим ребенком. Как происходит развитие ребенка и как развивать у ребенка способности и склонности?
01 окт. 2022 г.
Развитие способности к восприятию — внутренний процесс (ВВП)
Люди обладают поразительной способностью учиться друг у друга. Эта способность заметна уже у годовалого ребенка, который способен понять значение нового слова или функции нового предмета, просто наблюдая за тем, как использует это слово или предмет другой человек. 
01 окт. 2022 г.
Развитие восприятия зависит от деятельности (ВВП)
Многие специалисты по психологии развития теперь соглашаются, что для нормального развития восприятия необходимы и наследственность и воспитание. Однако все еще существует много разногласий относительно степени важности влияния природы и воспитания. 
01 окт. 2022 г.
Способности новорожденного (ВВП)
Поскольку младенец не может объяснить, что он делает, или рассказать, о чем он думает, детские психологи разработали довольно хитроумные методики для изучения способностей малышей. Основной метод заключается в том, чтобы внести какое-нибудь изменение в окружение ребенка и наблюдать за его реакцией. Можно, например, предъявить звуковой тон или мигающий свет и затем проверить, изменился ли сердечный ритм, поворачивает ли ребенок голову или начинает энергичнее сосать соску.
01 окт. 2022 г.
Восприятие
Восприятие — психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.