Половозрастные особенности позиций восприятия

01 января 2006 г. в 19:32

Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев

Источник: propos.ru

Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки половозрастных особенностей развития личности с точки зрения позиций восприятия.

1. Введение

Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».

Основных, классических, позиций пять:

0. Нулевая позиция

Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.

1. Первая позиция

Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.

2. Вторая позиция

Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,

3. Третья позиция

Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.

4. Четвертая позиция

Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.

Дополнительно нами были введены еще две:

5. Пассивная первая позиция

Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.

6. Пассивная вторая позиция

Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.

Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:

Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и

Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.

2. Методы

Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.

Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.

3. Результаты

Раздельно для мужин и женщин были получены следующие средние баллы:

Таблица 1. Гендерные различия позиций восприятия.

 

Рисунок 1. Гендерные различия позиций восприятия.

 

Как и следует из теории и общих соображений, для мужчин в среднем характерны более высокие значения шкал I, III и п1 (инициатива, самостоятельность, управленческий подход), а для женщин характерны более высокие значения шкал О, II и п2 (социализация, сопереживание, общение). Все различия статистически достоверны (p<.01).

Для анализа возрастных различий выборка была разделена на 2 группы: 792 респондента моложе 30 лет и 663 респондента от 30 лет и старше.

Таблица 2. Возрастные различия позиций восприятия.

 

Рисунок 2. Возрастные различия позиций восприятия.

 

Для более молодого возраста оказались характерны повышенные значения п1 и п2 (независимость с одной стороны и подчиненность авторитетам — с другой), все остальные шкалы имеют более высокие показатели для более старшего возраста, I и III в особенности (самостоятельность и способность к независимой оценке). Это согласуется с теорией и здравым смыслом.

Файлы:
  • Позиции восприятия
  • Тесты
  • Научные исследования Синтона
  • Синтон-подход
  • Автор Н.И. Козлов
  • Автор А.Н. Лебедев

Комментарии (0):

Материалы по теме:

31 дек. 2002 г.
Позиции восприятия
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
01 апр. 2013 г.
Психологическое тестирование
Хороший психолог расскажет вам о человеке все или почти все без всякого тестирования. Иногда для этого достаточно беседы, иногда и беседа не нужна, достаточно одного взгляда: на лицо человека, на его походку, достаточно услышать интонации его разговора. Однако хороших психологов мало, а разбираться в людях нужно, и вот тут пригождаются как раз психологические тесты.
01 янв. 2014 г.
Тренинги развития личности
Тренинги развития личности — разновидность личностных тренингов.