Половозрастные особенности позиций восприятия
Авторы: Н.И. Козлов, А.Н. Лебедев
Источник: propos.ru
Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки половозрастных особенностей развития личности с точки зрения позиций восприятия.
1. Введение
Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия».
Основных, классических, позиций пять:
0. Нулевая позиция
Эта позиция исторически была добавлена после первых (отсюда номер) и обозначает их отсутствие. Нулевая позиция состоит в шаблонной реакции, подчинении внешним силам, требованиям, стандартам, традициям, собственным привычкам и социальным стереотипам.
1. Первая позиция
Ориентирование на собственные, персональные интересы, инициативы, потребности, желания.
2. Вторая позиция
Понимание и учет интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера,
3. Третья позиция
Отстраненный взгляд «со стороны», оценивающий ситуацию максимально объективно и беспристрастно.
4. Четвертая позиция
Суммирование предыдущих подходов, системный взгляд. Эта позиция, как синтетическая, редко используется в анализе.
Дополнительно нами были введены еще две:
5. Пассивная первая позиция
Неконтролируемая зависимость от собственных, персональных интересов, потребностей, желаний, психологическая необходимость ставить их первым приоритетом.
6. Пассивная вторая позиция
Неконтролируемая зависимость от интересов, потребностей и желаний собеседника, партнера, подверженность внешнему влиянию.
Таким образом результирующий набор шкал разделился на две триады:
Шкалы I, II и III как активные, контролируемые умения, способности, навыки и
Шкалы О, п1 и п2 как неконтролируемые пассивные зависимости.
2. Методы
Для исследования использовался опросник «Позиции восприятия» (собственная разработка). Опросник был предъявлен через веб-интерфейс при помощи интернет 1456 респондентам, в возрасте от 12 до 70 лет, 1025 женщин и 431 мужчины.
Полученные результаты были стенированы в соответствии с методикой.
3. Результаты
Раздельно для мужин и женщин были получены следующие средние баллы:
Таблица 1. Гендерные различия позиций восприятия.
Рисунок 1. Гендерные различия позиций восприятия.
Как и следует из теории и общих соображений, для мужчин в среднем характерны более высокие значения шкал I, III и п1 (инициатива, самостоятельность, управленческий подход), а для женщин характерны более высокие значения шкал О, II и п2 (социализация, сопереживание, общение). Все различия статистически достоверны (p<.01).
Для анализа возрастных различий выборка была разделена на 2 группы: 792 респондента моложе 30 лет и 663 респондента от 30 лет и старше.
Таблица 2. Возрастные различия позиций восприятия.
Рисунок 2. Возрастные различия позиций восприятия.
Для более молодого возраста оказались характерны повышенные значения п1 и п2 (независимость с одной стороны и подчиненность авторитетам — с другой), все остальные шкалы имеют более высокие показатели для более старшего возраста, I и III в особенности (самостоятельность и способность к независимой оценке). Это согласуется с теорией и здравым смыслом.