Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Социализация в развитии эмоциональной сферы ребенка действует в нескольких направлениях, и не во всех отношениях результаты этой социализации можно оценить позитивно.
С одной стороны, дети и подростки привыкают переживать и играть в эмоции. Для них переживания становится одним из развлечений, таким же как телевизор и поболтать с друзьями. Детям и подросткам переживать нравится. Даже расстраиваться и обижаться – интереснее, живее и прикольнее, чем не переживать ничего. У детей и подростков много энергии, им переживать так же естественно, как бегать, а не сидеть.
«Я же и так не сильно расстраиваюсь… Что же мне, совсем не переживать?» – за вопросом слышится желание все-таки переживания себе оставить.
Мои дочки в возрасте где-то с 4 до 12 лет в среднем по четыре часа ежедневно играли в отношения и ссоры: устраивали сцены между собой, наезжали друг друга, обижались и мирились. Если мы, как родители, их в этом останавливали, пытались их утихомирить, они смотрели на нас странно "А что вы вмешиваетесь? Нас это устраивает, это наша игра". Они жаловались нам друг на друга, но это тоже было частью игры. Это их воздух, это их поле развития. Они учились ссориться, они развлекались ссорами, и это было частью их жизни и моментом их радости.
Как к этому относиться? С одной стороны - положительно, в подобных играх дети и подростки осваивают многообразие социальных эмоций, оттачивают мастерство их применения. Посмотрите видео из старого советского фильма «Принцесса на горошине» и постарайтесь отследить, сколько эмоций за секунды успевает продемонстрировать юная принцесса: понятно, что за этим мастерством - годы тренировки и репетиций. Глаза, текстовки, и поворот головы, и опустив глаза - все эти детали высочайшего профессионализма.
Можете напрямую попросить девочек-подростков показать, как они умеют строить глазки и мордочки - они обычно с удовольствием показывают. Они не скрывают, что они это учат и репетируют. Надо заметить, что мальчики в этой области подготовлены меньше.
Так или иначе, переживания и игра в переживания становятся привычкой и частью образа жизни, естественным и обязательным. Однако что будет через сколько-то лет, когда юношеский избыток энергии пройдет, а привычка переживать останется? Тоска, обиды и расстройства в душе останутся, а радовать перестанут…
С другой стороны, ребенок с помощью окружающих его взрослых и влияния культуры в целом осваивает чувства, принятые в данном обществе, в частности, приобщается к чувствам дружбы, любви, благодарности, патриотизма и другим высоким чувствам. Именно благодаря социализации происходит у детей развитие собранности и воли, мальчики осваивают роль мужчины и закладывают основы для будущей роли отца, девочки осваивают женские роли, интериоризируют ценности быть женой и матерью, осваивают необходимые для этого навыки.
При этом, для успешного налаживания социальных контактов в ближайшем детском окружении ребенок усваивает нормы эмоционального реагирования, которые нередко оказываются ниже того уровня, которым он владел до вхождения в детский коллектив. В этом случае социализация парадоксально оборачивается деградацией культурного развития ребенка. Действительно, к окончанию школы ребенок освоил уже основное богатство эмоциональной палитры, основы эмоциональной культуры: он уже умеет дружить, надеяться, печалиться и тосковать, восхищаться и впадать в отчаяние, любить и страдать. С другой стороны, итог эмоционального развития ребенка парадоксален: освоив высочайшее мастерство во владении эмоциями, начиная со школьного возраста у детей происходит последовательная деградация, отказ от мастерства, наработка шаблонности.
Шаг за шагом происходит отказ от свободы выбора эмоций, от осознанности своих эмоций, от ответственности за свои эмоции, происходит отказ от произвольности в управлении эмоциями. Дети выкидывают ключи эмоций, делают эмоции непроизвольными. По крайней мере в области эмоций дети возвращаются к детской позиции в жизни, отучаются быть личностью и Автором, учатся быть только организмом и Жертвой: жертвой внешних обстоятельств, жертвой собственных эмоций.
Если это происходит с нами, наши эмоции становятся тем, о чем пишут в энциклопедиях и психологических словарях: «Эмоции - это субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей». Верно - в результате многолетней работы мы научились быть эмоциональными автоматами, наши эмоции теперь вызываются не нами, а обстоятельствами.
Сколько же творчества надо каждому ребенку, чтобы превратить свои живые эмоции в такие шаблонные и неуклюжие реакции?