Разумное поведение в конфликте

01 октября 2022 г., 21:45

​​​​​​​

Фильм "Ликвидация"

Фильм "Непобедимый"

​​​​​​​Конфликт может начаться и не по вашей воле. Так или иначе, он уже начался или начинается. Как себя вести?

Можно вести себя как другая сторона, а можно - цивилизованно. Цивилизованно вести себя труднее, но достойнее, и более эффективно в конечном итоге. Однако обстоятельства бывают разные. Если у вас серьезный перевес сил и решение должно быть максимально оперативным, силовые (не вполне цивилизованные) решения возникающего конфликта могут оказаться более удачными.

Давид Гоцман действует эффективно, но назвать его поведение вполне цивилизованным - нельзя. И с близкими и уважаемыми людьми он ведет себя - по-другому.

Обычная схема поведения, решающая конфликт цивилизованным образом, состоит из следующих друг за другом этапов: реагируем по-доброму, переходим к предупреждению, проводим управляемый конфликт.

Подробнее и по шагам.

Если в отношении нас кто-то позволил себе вести себя конфликтно, вначале реагируем по-доброму, через мягкое разруливание. Продолжаем синтонное поведение, ищем возможность снять основу конфликта, маневрируем, управляем вниманием, работаем с эмоциями, при необходимости переводим конфликт в переговоры.

Возможно, вы эмоциональны и в общении с тем, на кого вы обижены или кто вас злит, вы допускаете конфликтогены. Очень может быть, вы их даже не замечаете или считаете совершенно справедливыми, но это никак не отменят одного обстоятельства: пока вы допускаете в общении с этим человеком конфликтогены, у вас отношения останутся плохими и конфликты продолжатся.

Ситуация из жизни: идет консультация супружеской пары. Обиженная жена, глядя на мужа, высказывается по поводу того, что она с мужем прекратила общение: "Я не хочу видеть его противную морду. Я хочу, чтобы он видел во мне женщину и мною восхищался!" Да, ей очень хочется, чтобы он изменил свое поведение. Но пока она будет так разговаривать с ним, никакое общение складываться не будет. Нормальные переговоры начинаются только после того, как каждая сторона без всяких условий убирает свои конфликтогены.

Если ситуация не решается, конфликтное поведение продолжается - переходим к конфронтации. Вначале мягко, потом жестче: требование прекратить конфликтное поведение, предупреждение о последствиях.

Если не помогает и это, проводим управляемый конфликт. Реализуем угрозы, но показываем выход. Чем бы ни завершилась операция (в опытных руках обычно все завершается разумно), мы возвращаемся к синтонному поведению и, если это была ссора с близкими людьми, заглаживаем происшедшее. Жизнь прекрасна!

Принципиально важно действовать строго в этой последовательности, не торопиться к конфронтации, пока не использовали возможности мягкого разруливания, и не запускать конфликт, пока не провели грамотную конфронтацию. С другой стороны, женщины боятся переходить к жестким взаимодействиям, всегда надеются решить вопросы только по-доброму, только мягко. Это - неверно.

При правильном поведении конфликт удается погасить еще на начальных стадиях, тогда ни предупреждение, ни управляемый конфликт оказываются не нужны.

  • Конфликт

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Цивилизованное решение конфликта"
01 окт. 2022 г.
В любом конфликте можно вести себя как другая сторона, а можно - цивилизованно. Цивилизованно вести себя труднее, но достойнее, и более эффективно в конечном итоге.
0Подробнее →
Картинка к "Конфликтогены - занозы нашего общения"
26 мар. 2015 г.
Словом можно задеть, словом можно ударить. Слова, интонации и обороты, задевающие собеседника и напрягающие атмосферу в общении - это конфликтогены. Впрочем, шире: это и обидные жесты, и оскорбительный взгляд, и отказ продолжать общение - все это также может оказаться конфлитогеном. Конфликтоген - это коммуникативный (реже - поведенческий) элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.
Картинка к "Конфликты, их причины и способы разрешения"
01 окт. 2022 г.
Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение.
Картинка к "Нейтральная полоса"
31 дек. 2009 г.
Нейтральная полоса - способ предотвращения конфликтов в межличностных отношениях. То есть, ты принимаешь ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ (или "двойную границу" дозволенного). Одну - для себя, а другую - для других. Для себя - граница более строгая, чем ты допускаешь для других. То есть, сам за свою границу ты не заходишь.
Картинка к "Предупреждение конфликтов"
01 янв. 2010 г.
Ненужные конфликты лучше предупредить: избежать конфликтной ситуации вообще или погасить нарождающийся конфликт в самом начале.
Картинка к "Причины конфликтного поведения"
01 окт. 2022 г.
Причины конфликтного поведения различаются: у психологически здоровых людей они одни, у людей с психологическими проблемами - другие.
Картинка к "Причины конфликтов"
Картинка к "Разбор конфликта"
01 окт. 2022 г.
Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть.
Картинка к "Женщины не любят действовать жестко, а зря!"
01 янв. 2008 г.
Женщины как будто органически то ли не переносят, то ли не понимают необходимость жестких мер в отучении детей от дурных привычек. Они рассматривают варианты, когда все только по-доброму: словами, а не действиями, так, чтобы вызвать желание, а не просто запретить. Собственно, и запретить для большинства мам значит только слова "Я запрещаю тебе это!", а ничего по-настоящему серьезного из этого не следует. Мамы будут объяснять и уговаривать, даже когда объяснять уже нужды нет, а уговоры в принципе не помогают. Вот и происходит: мама пытается решить вопрос мягко день за днем, месяц за месяцем, потом нервов не хватило - на детей наорала, устроила истерику, что-то решилось, но некрасиво, регулярно так действовать нельзя... Попереживала, повздыхала, себя поругала - далее снова за старое: напомниает, просит и уговаривает... И так до следующего скандала.