Разбор конфликта

01 октября 2022 г. в 21:45

Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть.

Разобраться в происшедшем конфликте бывает необходимо, чтобы предупредить конфликт на будущее. Однако разбор происшедшего возможен только тогда, когда вовлеченные в конфликт стороны хотя бы немного успокоились, проветрили свои эмоции. См.

Для разбора конфликта полезно использовать Позиции восприятия.

Нулевая позиция

Нулевая позиция:

  • Как мы провоцируем конфликт, этого не замечая?

Тут нужно увидеть свое (возможно) конфликтное поведение и общение. Возможно, вы залезли в душ и моете там голову, хотя у двери душа уже очередь… Воспитывайте в себе заботливость и тактичность, подробнее смотри Причины конфликтного поведения. Если у вас конфликтный стиль общения: «Ты что, вообще не соображаешь, о людях совсем не думаешь!», смените его на синтонность.

  • Что действует на нас, шаблонно провоцируя нас на конфликтное поведение?

Его привычное конфликтное поведение и общение, общая негативная атмосфера, шаблонные негативные верования.

  • Мое эмоциональное состояние.

Негативные состояния, такие как раздражение, обида, усталость - провоцируют развитие конфликта. Смотри Работа с эмоциями и Оперативная работа с эмоциями в конфликте

  • Что мне импульсивно хочется?

Первая позиция

Как я вижу ситуацию? Что я хочу на самом деле, мои настоящие интересы? Как собираюсь действовать?

Вторая позиция

Как видит эту ситуацию партнер? Его эмоциональное состояние, что он чувствует? Что он хочет на самом деле (его истинные желания)? Как он собирается действовать?

Недопонимание, недоразумение. Ей показалось, что он про нее говорит что-то личное, она вспыхнула… Смотри Недоразумение.

Она сейчас злится и хочет кинуть в меня что-то тяжелое, потому что на самом деле хочет, чтобы я ее обнял. (Это его и нулевая, и первая позиция).

Третья позиция

Объективная ситуация: что есть объективно (без всякой психологии) и что без всякой психологии кому нужно. Наши реальные жизненные интересы.

Конфликтная ситуация, объективное столкновение интересов. Например, большая семья, утром надо всем в душ и туалет, а туалетная комната всего одна… Нужно или делать еще один душ, или договариваться.

Четвертая позиция

Кто мне этот человек? (Свой или чужой? Любимый?) Каковы могут быть последствия конфликта? Стоит ли он этих последствий? Можем ли мы при всем конфликте найти общие интересы? То, что нас объединяет?

Личная позиция и отношения участников. Если люди свои, родные и любимые - то при любой конфликтной ситуации, конфликтном поведении и конфликтном общении конфликта можно избежать. Потому что я всех люблю. А если мне эти люди чужие, если мне на этих людей «наплевать» - конфликт можно раскрутить на ровном месте.

Недоразумения происходят чаще, если между людьми отсутствует взаимопонимание, они «разные люди». Разные точки зрения, различия в воспитании людей. Чем люди более схожи, тем легче они понимают друг друга и тем реже между ними возникают конфликты. Чем более у нас разные точки зрения, манеры поведения, ценности, чем более мы разные люди - тем больше предпосылок для возникновения конфликтов. Смотри Взаимопонимание

Пятая позиция

Чем я могу помочь нам всем, участвующим в конфликте?

  • Конфликт

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Истинная причина конфликта"
01 окт. 2022 г.
Что оказывается чаще всего истинной причиной конфликта?
1Подробнее →
Картинка к "Конфликтные люди"
01 окт. 2022 г.
Конфликтные люди - люди, которые чаще других порождающие вокруг себя.
Картинка к "Конфликты, их причины и способы разрешения"
01 окт. 2022 г.
Конфликт - взаимные враждебные действия. Мягче - враждебное отношение.
Картинка к "Личная позиция и отношения участников конфликта"
01 окт. 2022 г.
Конфликт провоцируется конфликтной ситуацией, но запускают конфликт в этой ситуации сами люди. Люди, находящиеся в диких отношениях, запускают конфликт легко и в диких формах, в цивилизованных отношениях - редко и в цивилизованной форме. Люди, находящиеся в партнерских отношениях, любые разногласия и конфликтные ситуации умеют решать без конфликта.
Картинка к "Оперативная работа с эмоциями в конфликте"
01 окт. 2022 г.
Большинство конфликтов сопровождается сильными негативными эмоциями, мешающими разумному анализу. Вспомните свои мысли и чувства в конфликте, когда вы были на пике эмоций: обычно мы уверены, что наш гнев справедлив, а другая сторона совершенно неправа. Успокоились, подумали — а далеко не все так, есть и другой взгляд. Тоже самое у другого человека.
Картинка к "Понимание: нужно разобраться в ситуации"
01 окт. 2022 г.
Нередко наши клиенты имеют проблемы - или видят проблемы - в частности потому, что не разобрались в ситуации. Например, есть ли проблема вообще? Страшно или нет то, что мы видим? Ужасно ли то, что нам предстоит? Какая катастрофа случится, если мы не сдадим этот экзамен? Или - путаются в понятиях, неверно представляют мотивы свои или чужие, делают неверные выводы, не определились с тем, что же они хотят.
Картинка к "Позиции восприятия"
31 дек. 2002 г.
Положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта.
Картинка к "Причины конфликтного поведения"
01 окт. 2022 г.
Причины конфликтного поведения различаются: у психологически здоровых людей они одни, у людей с психологическими проблемами - другие.