Понимание: нужно разобраться в ситуации
Нередко наши клиенты имеют проблемы - или видят проблемы - в частности потому, что не разобрались в ситуации.
Например, есть ли проблема вообще? Страшно или нет то, что мы видим? Ужасно ли то, что нам предстоит? Какая катастрофа случится, если мы не сдадим этот экзамен? См.→
Или - путаются в понятиях, неверно представляют мотивы свои или чужие, делают неверные выводы, не определились с тем, что же они хотят.
Если молодой человек не делает так, как я хочу, значит, он меня не уважает. Значит, и не любит!
Мой папа всегда добивался, чтобы все было так, как хочет он. Поэтому и я веду себя так же. (Хотя сама жалуется на то, что по этой причине самой жить очень трудно, его (папу) никто не выдерживает).
Позиции восприятия и осмысление ситуации
Адекватное и полное видение происходящего возникает тогда, когда клиент с помощью психолога использует для анализа происходящего все основные позиции восприятия: как происходящее вижу я, минус шаблоны и неадекватные верования↑, чего я действительно хочу↑, плюс как видят происходящее и чего хотят другие участники ситуации↑, как эта ситуация видится объективно со стороны↑, откуда эта ситуация произошла и к каким последствиям это может привести↑. Как на эту ситуацию можно рассматривать с позиции сильного и любящего человека↑? Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. См.→
Разбор конфликта
Разбор конфликта делается для того, чтобы найти возможности им управлять: его предупредить, потушить или выиграть. Рекомендуемая схема разбора - позиции восприятия. См.→