Психологическое и личностное обучение
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Психологическое обучение — обучение в области практической психологии. В той мере, в какой это обучение происходит со взрослыми людьми (а по факту идет обучение именно взрослых людей) психологическое обучение — синоним андрагогики.
Психологическое обучение — одна из областей практической психологии, наряду с психотерапией, психодиагностикой, психокоррекцией и социальной педагогикой.
Иногда, как синоним и с целью подчеркивания других смысловых оттенков, эта область практической психологии называется Активная психология (Active Psychology). Частным случаем психологического обучения является личностное обучение — обучение, затрагивающее личностные структуры. Между психологическим обучением и психологическим образованием разница в двух главных моментах: в степени систематичности передаваемых знаний и в том, кто автор происходящего: преподаватель либо учащийся.
Психологическое обучение имеет свои направления (когнитивно-бихевиоральное, личностно-деятельное, религиозное), свои школы и свои подходы (НЛП-подход, синтон-подход...).
Психологическое обучение включает в себя передачу актуальных знаний и обучение, где и как необходимые знания можно находить; инструктаж, как этими знаниями правильно пользоваться; консультирование по поводу трудных ситуаций; тренировку в умелом исполнении необходимых действий; обсуждение этических вопросов, связанных с использованных полученных знаний, навыков и технологий.
Специалисты, занимающиеся психологическим обучением, в связи со спецификой своей деятельности именуют себя по-разному. Самые распространенный варианты: андрагог, гуру, бизнес-тренер, практикующий психолог, психогог, психолог-консультант, психолог-тренер, психолог-инструктор, психотехнолог, сайтьютор (от английского psyhotutor), скиллмейкер, ID-психолог...
Личностное обучение
Является частным случаем психологического обучения, затрагивает личность, то есть внутренние, глубинные структуры в человеке. Личностное обучение происходит на личностных тренингах.
Тренинги, обучающие конкретным навыкам, затрагивающим психологическую тематику, относятся к психологическому обучению, но не являются обучением личностным, так как не затрагивают личностные структуры.
Если тренер обучает персонал конкнретным навыкам, как правильно раскладывать товары на витрине, учитывая естественное движение человеческого взгляда слева направо — это психологическое обучение. Но подобное обучение не затрагивает личность обучающихся и поэтому не является личностным обучением.
Психология развития и психологическое обучение
Отношения между психологией развития и психологическим обучением неясны. Скорее всего, это пересекающиеся множества. Похоже, что основная часть психологии развития — это психологическое обучение. В то же время очевидно, что некоторая область психологического обучения цели развития не ставит и развитием не занимается. И есть предположение, что какие-то процессы психологического развития могут протекать вне психологического обучения.