Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле
Автор: Павел Зыгмантович, семейный психолог
Я давно вынашиваю одну мысль и сейчас захотел собрать подробности о ней в одном тексте.
Он предназначен больше для меня, но если вам будет интересно — я только за.
Итак, вот моя мысль — работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.
Теперь подробности.
Откуда берутся проблемы в голове?
Есть немало исследований, которые показывают, что проблемы психиатрического характера (аутизм, шизофрения, биполярное аффективное расстройство) связаны с нарушениями работы мозга. Как минимум часть этих расстройств обусловлена генами [1, 2].
Увы, исправить нарушения работы мозга (скажем, нейродегенерацию) с помощью разговоров в кабинете психолога, к сожалению, нельзя.
Конечно, лучше работа с психологом, чем совсем ничего. Например, в одном британском исследовании выявили, что работа с психологом помогает людям лучше справляться с последствиями шизофрении [3].
В общем, в случае с психиатрическими и неврологическими заболеваниями психологи бессильны. Ослабить течение болезни, как-то помочь приспособиться — да, это можно сделать, однако шансы не особо велики, увы [4].
С другой стороны, далеко не всегда у людей возникают психиатрические проблемы. Когда человеку страшно выйти на сцену, когда он постоянно ревнует или когда взрывается яростью от малейшей неудачи — это не заболевания.
Тогда что же?
Это — вот моя идея — просто неправильное обучение. Человек когда-то научился вести себя вот так и теперь использует усвоенный навык — другого-то нет.
Следовательно, нужно лишь освоить другой навык и дело пойдёт на лад.
Это вполне можно сделать самостоятельно, разумеется, однако тут есть подвох, даже два — во-первых, человек не всегда знает, куда именно и как именно нужно переучиваться.
Во-вторых, переучиться трудно — это ведь в два раза больше работы, чем при обучении. Нужно не только научиться одному навыку, но и «отучиться» от второго. Двойная работа. Любой спортивный тренер или преподаватель в музыкальной школе знает, как трудно «перемоторить» неправильный навык у ученика.
И вот здесь появляется психолог, который специально обучен убирать эти два подвоха.
Психолог — это инструктор
Я против использования термина «психотерапия». Во-первых, психотерапия — это лечение душой (как фитотерапия — лечение травами, а фототерапия — лечение светом). Душой в старину называли психику (отсюда и термин «душевнобольной», для описания человека с психиатрическим заболеванием). Как психикой можно что-то лечить — для меня загадка.
Даже если перевести неправильно и считать психотерапию лечением души, то есть психики, то всё равно — лечением занимаются врачи, а не психологи. Психологи, как показывают исследования, здесь почти бессильны (и уж точно бессильнее врачей).
Психолог занимается обучением. Это не мои выдумки. Вот два отрывка из учебников по когнитивно-поведенческой терапии (да, слово «терапия» тут не уместно, но в данном случае оно просто часть названия).
Первый отрывок: «Во многом именно к этому сводится терапия — множественные репетиции поведения, поддержка и стремление сформировать новые стандарты поведения» [5].
Второй отрывок: «Когнитивно-поведенческая терапия — это образовательная терапия; её цель — научить пациента быть терапевтом самому себе» [6].
Как видим, прямо постулируется, что психолог не лечит душой, а учит. Или, если смотреть внимательнее, то — переобучает. То есть психолог не врач, а инструктор.
«Какие ваши доказательства?»
Утверждая, что работа с психологом сводится к переобучению человека, к переходу с одного навыка на другой, неплохо бы предоставить доказательства, верно?
И их есть у меня.
Начну чуть-чуть издалека. Когда лондонские таксисты учат сетку городских улиц, у них меняется мозг — не фатально, но всё-таки заметно. У них увеличивается объём серого вещества в задних частях гиппокампа. А когда они выходили в отставку и переставали использовать эти навыки, мозг постепенно перестраивался обратно [7].
Это нормально для любого обучения — оно всегда вызывает изменения в мозгу.
Прошу обратить внимание — люди учатся, и поэтому их мозг меняется. То есть безо всяких хирургических операций или фармакологии можно изменить взаимодействие систем мозга.
Вот несколько исследований на эту тему.
Например, в исследовании 2006 года, автор взял уйму работ по этой теме, изучил их и сделал такой вывод: работа с психологом (я буду избегать термина «психотерапия») приводит к изменениям в мозгу.
Как пишет автор «изменение симптомов и неадаптивного поведения пациентов на уровне разума с помощью психологических методов сопровождается функциональными изменениями мозга в соответствующих контурах мозга» [8].
В более раннем исследовании другие авторы выявили, что в случае с депрессией, люди, занимавшиеся с психологом, получили изменения в мозге, которые отличались от изменений, вызванных приёмом антидепрессанта пароксетина. Цитирую: «увеличения в гиппокампе и дорсальной коре (зоне Brodmann [BA] 24) и уменшения в надфюзеляжной (BA 9/46), вентральной (BA 47/11), и медиальной (BA 9/10/11) прифронтовой коре» [9].
Мета-анализ 2018 года, основанный на работе с людьми, страдающими от депрессии, показал то же самое.
У людей, работавших с психологами, была ниже активность в некоторых участках префронтальной коры — это означает, что они перестали «накручивать» себя и представлять самые худшие ситуации из возможных.
При этом у них больше активировались зоны мозга, связанные с ростральной передней корой (pregenual anterior cingulate). Эта область участвует в обработке эмоций (в частности, приглушая их). Повышенная активность в этой зоне означает, что люди научились управляться с неприятными эмоциями, что очень важно для людей с депрессией [10].
Наконец, в статье от 2010 года приводятся данные о том, что работа с психологом снижает активность участков мозга, «вырабатывающих» отрицательные эмоции и усилению активности участков фронтальных областей, которые являются более «разумными» и контролируют эмоции [11]
Нейрокогнитивное переобучение
Итак, работа с психологом приводит к изменениям в работе мозга.
Исходя из этого, я считаю, что нужен другой термин, не «психотерапия» (она никак не отражает задач и процесса работы психолога).
Я предлагаю такой — нейрокогнитивное переобучение (neurocognitive reeducation).
Термин этот новый, образован по аналогии с нейромышечным переобучением (neuromuscular reeducation). Нейромышечное переобучение помогает человеку вместо неправильных движений совершать движения правильные.
Например, у человека болело колено, он его не лечил по каким-то причинам, из-за этого хромал. Потом сделал операцию, колено починили, можно не хромать, но человек не может вернуться к правильным движениям.
Вот здесь и появляется необходимость в нейромускульном переобучении. Причём переобучают даже в случае проблем с лицевыми мышцами [12].
Нейрокогнитивное переобучение примерно о том же. Вот есть человек. Его нейроны сложились в определённые ансамбли, которые участвуют в разных функциональных системах, которые в свою очередь приводят человека не к тем результатам, которых человек хочет — например, «делают» человеку настолько страшно, что он боится выступать на публике.
Человек приходит ко мне.
И мы с помощью когнитивных методов (то есть речи, мышления, воображения и пр.) нейронные ансамбли переобучаем. Или, если уж совсем точно, не столько переобучаем, сколько формируем новые, более эффективные. И не столько мы, сколько сам человек под моим, хм, руководством.
Например, с помощью воображения, можно помочь человеку стать бодрее и в целом проводить свой день веселее [13]
А если переучить человека с очень внимательного отношения к своим мыслям на очень поверхностное, то станет меньше неприятных переживаний [14 ].
Звучит всё достаточно тяжеловесно, но на деле это куда проще и понятнее, чем «лечение душой». Это своего рода инструктаж — делать вот это три раза в день, это через день, а вот это только по пятницам.
Дальше идут тонкие настройки — ведь каждый человек уникален, и не всегда одна инструкция годится для всех. Нужно подбирать инструкции под каждого конкретного человека, без этого никуда.
В итоге мы получаем главное — человек знает, как переобучаться, используя для этого когнитивные методы (ну и немножко телесных — зачем же отказываться от возможностей нейромускульного переобучения?).
Нейрокогнитивное переобучение (neurocognitive reeducation) — это чёткий, понятный, операционализируемый термин, в котором всё максимально прозрачно.
Поэтому я сейчас использую именно его.
Надеюсь, вам было интересно читать эту статью — по крайней мере, мне было интересно её писать. Не уверен, что изложил всё максимально внятно и прозрачно, так что смело задавайте вопросы.
А у меня всё, спасибо за внимание.
Кстати, о том, как самостоятельно заниматься нейрокогнитивным переобучением, я очень подробно рассказываю вот здесь.
- http://science.sciencemag.org/content/362/6420/eaat8464
- http://science.sciencemag.org/content/360/6395/eaap8757
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0140673613622461
- https://www.cambridge.org/core/journals/psychological-medicine/article/adapted-cognitivebehavioural-therapy-required-for-targeting-negative-symptoms-in-schizophrenia-metaanalysis-and-metaregression/5CAF1F3E1ACE4BB541DF768A0B40BCF0
- http://zygmantovich.com/?page_id=17572, стр. 170
- Джудит Бек «Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям», Питер, 2018, стр. 26
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3268356/
- https://www.cambridge.org/core/journals/acta-neuropsychiatrica/article/do-psychotherapies-produce-neurobiological-effects/AF9CA3767296F3EB81043A944085BA83
- https://jamanetwork.com/journals/jamapsychiatry/fullarticle/481941
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0925492717303323
- https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1364661310001440
- https://www.metroatlantaotolaryngology.org/journal/oct08/Facial%20Rehab.pdf
- 14. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.00031/full