Просторный дом с линией развития
Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии
Основатель Университета практической психологии
Телеграмм-канал t.me/kozlovni
Основа этой модели — подход «Просторный дом». Напомним два его основных пункта: четкость запретов и пространство свободы.
Здесь родители стремятся к тому, чтобы ребенок жил в пространстве свободы, имел возможности свободно играть, пробовать и баловаться. Дом большой, воздуха много, пожалуйста, бегай, резвись — мы тебя любим. Славно, когда все чувствуют, что многое можно решать самостоятельно, пожалуйста, действуй как хочешь, никто тебя ругать не будет, все любят и уважают друг друга. Чем больше у ребенка свободы и чем меньше запретов — тем лучше. Но разумные запреты здесь есть: мы приличные люди, вовремя ложимся, руки моем, матом не ругаемся, палками не деремся, уроки делаем.
Чем же этот подход отличается от модели «Просторный дом»? Двумя вещами: здесь появляется «красная линия» и здесь появляется «Солнышко». «Солнышко» здесь олицетворяет жизненные и семейные ценности: детям рассказывают, что является правильным, важным, дорогим, настоящим, ради чего стоит нам всем жить.
Наивно думать, что до высоких жизненных ценностей дети дойдут самостоятельно: возможно, к концу жизни дойдут, но человечество их вырабатывало не одну тысячу лет. Жизненные ценности — транслируются окружением, и если свои ценности нашим детям не транслируем мы, нашим детям другие ценности достаточно быстро сформирует телевизор, интернет и школьные приятели. Ваш выбор?
Родители, у которых есть ясные ценности, считают своей обязанностью рассказывать, что им дорого, во что они верят, что такое жить по-человечески. Мы имеем право не молчать, а рассказывать нашим детям, каких людей и за что мы ценим, какими мы сами хотим быть, к чему мы воспитываем себя и хотели бы воспитать своих детей, какими детьми мы хотим гордиться. Свободные родители имеют право говорить о том, что им в жизни дорого, а свободные дети имеют право слышать, что важно их родителям. Это — наши ценности, наши идеалы, это — солнце, которое освещает нам наш путь.
Здесь у воспитателей есть представление куда жить. У них есть четкие ценности, которые они не боятся транслировать. Например, честность, а не как удобно, дисциплина, а не как получится. И сотрудничество, а не думать только о себе.
Вторая определяющая черта этой модели — наличие «Красной линии». Красная линия — это обозначение пути, ведущего к ценностям. В отличие от модели просторного дома без красной черты, где родители избегают прямо учить своих детей, здесь родители себе это разрешают: родители ведут детей по пространству свободы, показывая лучшие маршруты. В отличие от родителей, которые полагаются только на свободный выбор детей, здесь родители советуют, рекомендуют, наставляют, а когда-то, если это необходимо, определяют жизненные выборы детей.
Идти не за всеми, а присматриваться к своим особенностям. Не лениться, а работать. Не опускать руки, а верить в себя. Не трусить, не сдаваться и ставить самые цели. Не вестись, а вырабатывать в себе черты лидера. И всегда думать головой, а не как придется.
Начиная с элементарных вещей: устраивать детям домашнее обучение или отдавать их в школу, в какую школу и так далее. Здесь родители смотрят, с кем их дети дружат, на какие сайты ходят, сколько в принципе сидят в Интернете — и поправляют ситуацию, когда считают это необходимым. Это наши дети, это наш дом и наша территория, и мы имеем право рекомендовать нашим детям не только общее направление, но и конкретный путь. Если родители отдали процесс развития своих детей в руки детей, они не могут отвечать за результат. Они становятся — безответственными родителями. Если же родители берут ответственность за результат воспитания, они должны брать процесс в свои руки, оказываться рядом с ребенком везде, где это необходимо, и добиваться того, чтобы каждый выбор ребенка был наилучшим.
Красная линия, линия развития — это не узкий коридор и не железные рукавицы, это мягкое, но предельно внимательное управление жизнью ребенка. В просторе такого дома, в поле такой свободы есть не только игрушки, которые привлекают детей, тут есть наша линия жизни и наш образ жизни, обозначение «как принято у нас жить по-человечески». Если ты уклонился с этой линии — тебя не ругают, но тебя на эту линию зовут, тебя к этой линии приучают. Здесь ты можешь не послушаться, но тебе всегда расскажут, что «в нашей семье мы так хотим жить, мы так выбираем жить. Как разговаривать друг с другом? Вот так лучше…» Ты не нарушитель, но ты можешь сделать лучше. Если ты можешь сделать лучше — мы тебе расскажем, как сделать лучше, и мы поможем тебе, чтобы ты делал так, как лучше. Мы будем тебя подталкивать, мы будем тебя вести по этому пути.
В такой семье есть правильный путь, и те, кто ему следуют, становятся путевыми. Они привыкают, что воспитание — это естественно, они привыкают учиться у того, кто более компетентный и приучаются воспитывать себя сами. А это дорогого стоит!
Результат подобного воспитания: дети свободны, социализированы, имеют наши ценности и развиты по максимуму. Наши ценности потому, что мы не ждали, пока они сформируются картинками из ВКонтакте и телевизионными сериалами, и развиты по максимуму, потому что у нас принято жить не лениво, а собрано, потому что мы помогали нашим детям жить не средненько, а по максимуму. Отличная модель, однако требует высокой активности родителей и достаточно серьезных временных затрат.
Комментарии (7):
Иногда ребёнок, видя навязанную моду, может протестовать против родителя, и доходить в своём протесте до жёстких дивиантных форм. Разве что на необитаемый остров увозить, но ребёнку нужны сверстники. Я пытаюсь уважительно принимать разность ценностей. Типа у нас такие, у них такие, и это норма. Наши надо блюсти, их уважать, и свои защищать. Но увы, она протестует вовсю. Общество сильнее.