Признание вины облегчит вашу участь

01 октября 2022 г. в 21:42

Автор: Н.И. Козлов, профессор психологии

Основатель Университета практической психологии

Телеграмм-канал t.me/kozlovni

 

Если вы случайно наступили кому-то на ногу, признавать свою вину неуместно: в такой ситуации достаточно извиниться. В более серьезных ситуациях извинений может быть уже недостаточно: если вы договорились о встрече, человек вас прождал вас на ветру целый час, а вас не пришли и не позвонили, «просто извиниться» будет уже неуместно и будет звучать как издевательство. Да, мы иногда людей подводим, причиняем им беспокойства, неприятности или просто серьезные огорчения. Несправедливо обвинили человека в том, в чем он не виноват, повысили на него голос, оскорбительно отозвались о том, что человеку по-настоящему дорого — конфликтогены в той или иной мере допускает каждый из нас, и в такой ситуации следует немедленно:

Первое — признать свою вину. «Извини, я был неправ (была неправа)» — огорченно и категорично. Вообще-то категоричность в общении не приветствуется, а здесь — приветствуется и необходима.

Второе — попросить прощения. По полной программе и по всем пунктам: контакт, интонации, полная формулировка, развернутое понимание своей вины с позиции партнера, возмещение и выводы на будущее.

Третье — полезно смягчить свою вину, объяснив свои обстоятельства. Например, «Сегодня был трудный день» — раздумчиво. Не заметил, не расслышал, не разобрался и вообще не нарочно — все, что может дать пыхтящему партнеру другое, более мягкое видение происшедшего и хоть немного успокоить на тему «чтобы не повторялось». Естественно, ваши объяснения ни в коем случае не должны задевать партнера. «Ты извини, я, конечно, виноват, но ты сама так по-идиотски все объяснила...» — это не объяснения, а очередной наезд. И чем более справедливый наезд, тем вам же хуже. Когда смягчаете свою вину, не переваливайте ее на партнера!

Важно — не оправдываться! Объяснить происшедшее — это одно, оправдания — другое. Объяснения дают ясность, оправдания лишь провоцируют новый виток обвинений.

  • Вина в конфликте
  • Автор Н.И. Козлов

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Извиниться или просить прощения"
01 окт. 2022 г.
В отличие от "попросить прощения", извинения - это только слова, и в некоторых случаях одних извинений бывает мало...
3Подробнее →
Картинка к "Как просить прощения?"
01 янв. 2008 г.
Мы не совершенны, иногда мы неправы бываем, доставляя людям неудобства и проблемы. 
Картинка к "После ссоры нужно мириться"
01 янв. 2002 г.
Люди, бывают, ссорятся. Не всегда это происходит ярко, и, может быть, не всегда это можно называть ссорами, но вот размолвки случаются у любой пары, без этого никак. Мы — не телепаты, иногда не понимаем друг друга, иногда понимаем не правильно, трактуем неверно, домысливаем, перекручиваем и всё в таком духе. Это естественная часть нашей жизни, и ожидать иного не стоит.
Картинка к "Уберите оправдания"
01 янв. 2008 г.
Извиниться за опоздание — вежливо, но объясняться и описывать трудные причины вашего опоздания не нужно.
Картинка к "Завершение ссоры: как выходить из конфликта"
01 окт. 2022 г.
Конфликт - не самый удачный вариант общения, и если все уже высказано, хочется конфликт завершить. Как? Начинать лучше всего с извинений. Не очевидно, что извинения решат все вопросы, но если вы хотите конфликт завершать, то начинать практически всегда правильно именно с этого - с того, чтобы признать свою вину (ошибку) и извиниться.