Подходы, течения и школы практической психологии

01 января 2010 г., 10:26

Подход в практической психологии - совокупность концепций и используемых технологий, составляющих внятно изложенную, устоявшуюся и целостную систему. Признаки, позволяющие говорить о наличии зрелого и самостоятельного подхода, это -

  • собственное видение природы человека, законов индивидуальной жизни и механизмов развития личности.
  • своя философия жизни,
  • свой понятийный аппарат, а иногда и язык
  • свои уникальные терапевтические, обучающие либо развивающие технологии.

Гуманистический подход Карла Роджерса - это и свое видение природы человека, и определенная философия жизни, свой понятийный аппарат и свои, уникальные технологии.

НЛП Д.Гриндера и Р.Бендлера - другой понятийный аппарат и свой язык, другая философия, другое видение природы человека и совершенно другие и тоже уникальные технологии.

Классификацию подходов, течений и школ внутри практической психологии сделать исключительно сложно, поскольку каждый специалист претендует на уникальность и нередко считает себя выразителем не только подхода, но и нового направления в практической психологии.

Основные подходы в практической психологии

Основные подходы в практической психологии можно выделить, задав следующий вопросы. Первый вопрос: чем определяется, кто или что отвечает за внешнее поведение? Второй вопрос: от чего зависит или кто отвечает за внутреннее в человеке? Варианты ответов: внешние обстоятельства, внутренние импульсы и состояния, сам человек лично. Таким образом можно выделить девять основных подходов в практической психологии. См.

Область психотерапии

Наиболее известные подходы психотерапевтического круга - Фрейдизм, Психоанализ, Гуманистический подход, Трансактный анализ, Трансперсональная психология, Гештальт-терапия, Арт-терапия, Психосинтез, Разумный путь, Холодинамика, Центры Взаимоотношений (Фиолетовые). Внутри этих школ - еще несколько десятков разнообразных авторских школ.

Область образования и развития

Наиболее известные школы образовательного и развивающего круга (изучают норму и возможности подняться выше нормы) - НЛП, Синтон-подход, Соционика, Лайфспринг содержит в себе и развивающее, и психотерапевтическое начало.




  • Практическая психология

Комментарии (0):

Материалы по теме:

Картинка к "Направления практической психологии"
01 янв. 2010 г.
Направление – группа методов психологии или психотерапии, которые в теории имеют больше сходства, чем различий, а в практике друг другу не противоречат. Направления в практической психологии определяются наличием своего, отличающегося от других, взгляда на природу человека, на источник и характер его движущих сил.
0Подробнее →
Картинка к "Основные подходы в практической психологии"
01 янв. 2010 г.
Подход – важен: с какой стороны на предмет посмотришь, то в нем и увидишь. Если психолог хочет на что-то посмотреть объективно, он уже сделал свой личный, субъективный выбор: он смотрит на происходящее с позиции объективности, и его уже поймут не все, а только те, кто готов сделать аналогичные выборы. Соответственно, нет психологии вообще, есть разные психологические подходы, шире – разные психологические парадигмы.
Картинка к "Парадигмы практической психологии"
31 дек. 2005 г.
Парадигма в практической психологии - мировоззренческая база, определяющая главные жизненные ценности и преобладающий понятийный аппарат. Когда парадигма воплощается в те или иные конкретные теории или практики, говорят уже о подходе. Например, поведенческая парадигма - это мировоззренческая база, поведенческий подход - конкретные теории и практики.
Картинка к "Структура практической психологии"
01 янв. 2006 г.
Структура практической психологии включает в себя: свои основные подходы: естественно-научный и гуманитарный подход, связанные с ними парадигмы - поведенческую и феноменологическую, ту или иную направленность (ориентацию) - этическую либо прикладную направленность, деловую ориентацию либо ориентацию на личную жизнь и семью...