Мой опыт негативной самомотивации

01 января 2010 г., 09:16

Автор: Н.И. Козлов. Фрагмент из книги «Простая правильная жизнь»

Вспоминаю. В девятом классе я ненавидел Ефима Розенблюма: я видел, что Ольга Н., моя любовь, с ним после школы встречалась. Попытки моих разборок она пресекла прямым и предельно честным текстом: «Мне с Ефимом интереснее. Не ной, а сделай так, чтобы мне было интереснее с тобой!» — Супер вызов, если учесть, что Ефим на класс меня старше, блистает на первых ролях в школьном театре, играет на гитаре и пишет стихи… Вопроса, принимать ли вызов, не было: вперед! На ближайшей большой перемене я из портфеля Ольги стащил ее записную книжку: в нее она записывала все, что она читала и что было ей интересно. Переписал всех авторов, записную книжку так же тихо вернул и месяц не вылезал из библиотеки: с прозой познакомился, Гумилев, Северянин, Цветаева, Пастернак, Тарковский и Ахмадуллина стали моими любимыми поэтами. Хорошо, но в записной книжке Ольги были стихи и Ефима: понял, стал писать сам, причем уровень контролировала Ольга. За тоскливую фигню высмеивала сразу, пристойное стихотворение давало мне ее внимание на целую перемену, сборник стихов был поводом пригласить ее в гости.

Ну что же, каждый месяц она была у меня в гостях…

Соревнование и вызов — условия жесткие, но только в таких условиях куется характер.

Школа завершается, впереди — что? Мне рассказали, что на факультете психологии МГУ можно стать психологом, то есть гармонически развитой личностью, но… — но без блата туда точно не поступить. Вот точно. Не поступить? Я — не поступлю? Вызов. Задача поставлена: всерьез поставил себя на учебу, записался на подготовительные курсы, занимался с дорогим репетитором.

Навсегда запомнилось, что он не экономил бумагу. Размашисто писал и рисовал большие картинки на чистых листах, а потом на следующих… Как богатый буржуй.

За месяц до вступительных экзаменов я дома жил совсем один (родители уехали в деревню) и организовал себя так: подъем 7.00 по будильнику, умылся — за стол, учебники. Час работы — перерыв 10 минут: разминка и дыхательная гимнастика. Снова час работы, перерыв 10 минут и так далее до вечера. Короткие врезки: 15 минут завтрак, 20 минут обед, 15 минут ужин, 30 минут прогулка перед сном. И в таком режиме тридцать дней по будильнику без исключений, после чего на факультет психологии я поступил.

Есть! В жизни всегда есть место подвигу.

Читать фрагмент!!

Читать фрагмент!!

​​​​​​​После факультета психологии я чудесным образом попал в Институт повышения квалификации Госкоминтуриста — преподавателем. Чтобы было понятно: сегодня 3 июля, я ощущаю себя еще студентом, а 3 сентября (через два месяца) мне выходить на кафедру, читать лекции по практической психологии для гидов-переводчиков и руководителей отделов. Угу. Только такого курса по практической психологии не было не только у меня, но и, насколько мне известно, ни в одном Институте в СССР. Понял — это вызов. Два месяца сумасшедшей работы, курс из небытия воплотился в реальность, и в сентябре я его уже читал, позже принимаю по нему и экзамены…

Есть вызов — есть чудеса.

И так далее. В институте я поставил себе задачу стать лучшим преподавателем в Институте, чтобы потом стать лучшим преподавателем в Москве. Чтобы после этого стать лучшим в России. Через несколько лет я горел мечтой разработать лучшие психологические программы, стать лучшим тренером, ведущим группы личностного роста, сделать лучший Клуб практической психологии, написать лучшие в России книги по психологии…

Позже я понял, что задача была поставлена изначально неверно: это не те соревнования, тут единственного Победителя быть не может, как не может быть Лучшего Мужчины Вообще и Самой Прекрасной Дамы для всех… У каждого может быть свой любимый человек, свой самый лучший психолог и самая подходящая именно ему программа. Задача была поставлена неверно, но двигаться вперед с максимальной энергией помогла. Значит, это была прекрасная задача!

Комментарии (1):

Гость, 21 марта 2020 г., 19:58

Юрий Ёлкин: Все приведённые примеры, на мой взгляд, являются примерами "Конкуренции". Они НЕ являются примерами "Негативной мотивации". Негативная мотивация, это когда при невыполнении задания вы получаете НАКАЗАНИЕ, или физическое (ремня или розги), или ещё какое-нибудь. Примерами Негативной мотивации будут: физическое наказание, лишение обеда, злобный выговор от родителей. Или, например, более сложный варриант: вы переезжаете в новый город, ни друзей, ни знакомых, помощи ждать не от куда, у вас 20 000 руб, вы снимаете комнату на месяц, через месяц у вас кончатся деньги, из комнаты выселят, денег на еду не будет - хоть милостыню иди проси. Можно усилить последний пример: вы в новой стране, языком владеете слабо, денег на обратный билет нет, вы приехали с семьёй, жена ребёнок - "на улице" и "без еды" будет вся семья. Характерным отличием Негативной мотивации является то, что ваше состояние УЙДЁТ РЕЗКО ВНИЗ если вы не сделаете задание. В случае с Конкуренцией (соревнование) - если задание не выполнено то, у вас будет самое худшее это "ДОСАДА", что не получил желаемую "КОНФЕТКУ". Ухудшится только настроение, голодная смерть не придёт.

Большое достоинство Негативной мотивации - она самая сильная, мгновенно включает ваше действие, андреналина-кортизола будет максимум. Главный недостаток Негативной мотивации (голодная смерть или сильная боль) в том, что к выполнению задания мы прицепляем "негативно-отрицательный" якорь. Теперь в подсознании такая работа будет ассоциироваться с тем негативным якорем. Её и делать то будет трудно, а когда "наказание" перестанет угрожать, то и вообще к этой работе появится отталкивающее чувство на уровне подсознания, сильное нежелание делать это ещё раз. Но сознательно мы будем думать: "не понимаю - почему не хочу/не могу, ведь так хорошо получилось в прошлый раз".